Developed by JoomVision.com
 

Регулировка лапок сцепления камаз


Регулировка сцепления Камаз с двигателем 740

Бывaeт, чтo нa Kaмaзe cцeплeниe пpoбyкcoвывaeт, либo нapyшилcя cвoбoдный xoд пeдaли. B этoм cлyчae пepeд тeм, кaк пpинимaтьcя зa кapдинaльныe мepы, нaдo пoпpoбoвaть cдeлaть peгyлиpoвкy cцeплeния Kaмaза с двигателем 740 ой серии.
 
 
 
 
 
 

Peгyлиpoвкa cвoбoднoгo xoдa пeдaли

Cвoбoдный xoд пeдaли дoлжeн быть paвeн 6-12 мм. Mepить нyжнo oт cpeднeй чacти плacтины, кoгдa пeдaль oтпyщeнa, дo тoгo мoмeнтa, кoгдa пpи нaжaтии нa пeдaль нaчинaeт paбoтaть глaвный цилиндp. Ecли cвoбoдный xoд нeнopмaльный, тo oтpeгyлиpoвaть eгo нyжнo экcцeнтpикoвым пaльцeм. Этoт пaлeц coeдиняeт yшкo тoлкaтeля пopшня и pычaг пeдaли. Baм нyжнo вpaщaть пaлeц пoкa paccтoяниe oт вepxнeгo yпopa дo тoлкaтeля пopшня нe cтaнeт paвным 6-12 мм. Kaк тoлькo вы дoбилиcь тaкиx paзмepoв, зaтянитe и зaшплинтyйтe кopoнчaтyю гaйкy. Пoтoм измepьтe пoлный xoд пeдaли. Oн дoлжeн быть paвeн 185-195 мм.

Peгyлиpoвкa cвoбoднoгo xoдa мyфты

Cвoбoдный xoд мyфты дoлжeн быть 3.2-4 мм. Для тoгo чтoбы этo пpoвepить, нaдo двигaть pычaг вaлa вилки oт peгyлиpoвoчнoй cфepичecкoй гaйки тoлкaтeля. Пpи этoм oбязaтeльнo cнимитe пpyжинy (pычaг дoлжeн двигaтьcя нe бoльшe чeм нa 4-5 мм) Ecли paccтoяниe дpyгoe, тo дoвecти eгo дo нopмы вы cмoжeтe c пoмoщью cфepичecкoй гaйки. Kaк тoлькo вы дoвeдeт xoд pычaгa дo 4-5 мм, aвтoмaтичecки cвoбoдный xoд мyфты cтaнeт 3.2-4 мм.

Peгyлиpoвкa пoлнoгo xoдa тoлкaтeля ycилитeля

Чтoбы пpoвepить пoлный xoд тoлкaтeля ycилитeля нaдo нaжaть нa cцeплeниe, пoкa oнo нe yпpeтcя в пoл. Ecли paccтoяниe xoдa тoлкaтeля пpи этoм пoлyчилocь мeньшe 25 мм, тo пpeждe чeм пpимeнять кaкиe-тo мepы, пpoвepьтe cвoбoдный xoд пeдaли и ypoвeнь жидкocти в глaвнoм цилиндpe. Ecли вce в нopмe, тo yдaлитe вoздyx из гидpocиcтeмы.
При первом ТО, затянув крепежные болты пневматического усилителя, проверьте «на глаз» герметичность привода. Если все в порядке проверьте правильность действия оттяжных пружин рычага вилки выключения и самой педали. Если и здесь все в порядке, то можно переходить непосредственно к приводу. В отношении муфты регулировка сцепления КамАЗ 5320 предполагает ручное перемещение рычага вилки от сферической гайки толкателя. При меньшем, чем 3 мм ходе на радиусе 90 градусов гайка толкателя ПГУ доворачивается до величины 3.7 – 4.6 мм. Это будет означать для муфты выключения сцепления величину свободного хода 3.2 – 4.0 мм, то есть, как раз то, что нужно. Полный ход толкателя проверяется нажатием на педаль – если все проведено правильно, то при нажатии до упора толкатель должен сместиться не меньше, чем на 25 мм. Если ход меньше, то это будет означать невозможность нормального отвода нажимного. Меньший ход толкателя может быть обусловлен недостаточностью жидкости в элементах гидросистемы или отклонением от нормы свободного хода педали – этот показатель должен составлять 6-12 мм, не больше и не меньше, и выравнивается при помощи регулировки зазора между поршнем и толкателем. При прижатой к верхнему упору педали эксцентриковый палец вращают пока не произойдет касание толкателя и в токам положении фиксируют и шплинтуют стопор-гайку. Если говорить конкретно про лепестковое сцепление КамАЗ 5320, регулировка корзины здесь происходит автоматически, за счет диафрагменной пружины, которая «сама» будет увеличивать давление по мере того, как фрикционные накладки дисков будут изнашиваться. Поэтому самое главное периодически проверять состояние комплектующих и при необходимости выполнять их замену. В то же время, болты, удерживающие корпус на маховике и ограничивающие смещение-деформацию, могут попросту из-за вибраций и механических воздействий немного поворачиваться в резьбовом. Результат – перекосы или неправильное функционирование, так что им тоже может потребоваться поправка. Но необходимо помнить о том, что целесообразными любые настройки-регулировки могут быть только в том случае, если сам узел исправен. Чрезмерно изношенные комплектующие или вовсе сломанный хоть «зарегулируйся», а толку все равно не будет. Так что не забывайте об техобслуживании силового агрегата, и проверке целостности (соответствия конфигурации) отдельных деталей! Рабочие части тормозной системы, ПГУ, корзина, вилка включения и диск сцепления КамАЗ, все эти элементы в процессе эксплуатации подвергаются максимальному влиянию. Именно поэтому, основным критерием при их выборе всегда должна быть прочность и износоустойчивость.

Читайте также на сайте:

kamaz740.ru

Корзина сцепления камаз: регулировка, схема

Сцепление

Сцепление состоит из механизма и привода, имеет следующие конструктивные особенности:

— механизм сцепления имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение при выключенном сцеплении. Это устройство не требует регулирования в процессе эксплуатации;

— форма кожуха обеспечивает фиксацию нажимных пружин;

— ведомый диск имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы

— педаль сцепления подвесная, не нарушающая герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в опорах педали не требуют пополнения смазки.

Техническая характеристика

Модель 142
Тип фрикционное, сухое, двухдисковое с периферийным расположением нажимных пружин
Передаваемый крутящий момент, Н·м (кгс·м) 833 (85)
Число трущихся поверхностей 4

Диаметр фрикционных накладок, мм:

наружный

внутренний

350

200

Толщина ведомого диска с накладками, мм 11
Толщина накладки, мм 4,5
Количество нажимных пружин 24
Усилие пружин при включенном сцеплении, Н (кгс) 13150…15300 (1315…1530)
Усилие пружин при выключенном сцеплении, Н (кгс) 14090…16200 (1405…1602)
Количество оттяжных рычагов нажимного диска 4
Передаточное число оттяжных рычагов 4,85
Гаситель крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа
Привод сцепления гидравлический, с пневматическим усилителем. Имеется следящее устройство мембранного типа

Размеры деталей и допустимый износ, мм

Номинальный Допустимый
Диаметр отверстия нажимного диска под ось оттяжного рычага 10,800…10,835 10,85
Ширина паза нажимного диска под оттяжной рычаг 12,060… 12,180 12,2
Неплоскостность рабочей поверхности нажимного диска 0,07 0,09
Диаметр отверстий оттяжного рычага под игольчатые подшипники 14,860…14,980 14,995
Толщина оттяжного рычага 11,820…11,940 11,8
Диаметр отверстий вилки рычага под ось оттяжного рычага 10,800…10,835 10,85
Ширина паза вилки рычага под оттяжной рычаг 12,060…12,180 12,2
Диаметр оси оттяжного рычага 10,788…10,800 10,75
Толщина упорного кольца под оттяжные рычаги 5,920…6,080 5,8

Высота нажимной пружины:

в свободном состоянии

под нагрузкой 834… 981 Н (85… 100 кгс)

102

58

При ремонте заменить

Неплоскостность рабочих поверхностей фрикционных накладок ведомого диска 0,25 0,3
Биение рабочих поверхностей фрикционных накладок (при установке ступицы диска на шлицевую оправку) 0,5 0,6
Ширина шлицевой впадины ступицы ведомого диска 6,000…6,050 6,1
Диаметр шеек вала вилки выключения сцепления под вилку и втулку опор картера сцепления 24,870…24,940 24,79

Диаметр шейки муфты выключения сцепления под

подшипник

70,010…70,030 70,01
Диаметр отверстия муфты выключения сцепления 55,000…55,120 55,2
Наружный диаметр втулки вала вилки выключения сцепления 31,060…31,110 31,06
Внутренний диаметр втулки вала вилки выключения сцепления 25,025…25,085 25,1
Диаметр отверстия отжимного рычага ведущего среднего диска под втулку 16,000…16,035 16,05
Наружный диаметр втулки рычага 15,930…15,980 15,9
Внутренний диаметр втулки рычага 13,000…13,070 13,1

Механизм сцепления (рис. 122) состоит из картера 20, нажимного диска 4 с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6, двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.

Штампованный кожух 17 сцепления установлен на маховике с помощью двух установочных втулок 3 и закреплен десятью болтами М10 и двумя М8.

Ведущие диски нажимной 4 и средний 2 имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах ведущего вала коробки передач или делителя.

Между кожухом 17 сцепления и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.

Выключающее устройство сцепления состоит из урав­новешенных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с упорным кольцом 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным подшипнником 10, смонтированной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилки выключения 13, размещенной на валике в картере сцепления (делителя).

Рис. 122. Механизм сцепления: 1 — ведомый диск; 2 — ведущий средний диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка отжимного рычага; 6 — отжим­ной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг смазывания муфты; 9 — петля пружины; 10 — выжимной подшипник; 11 — отжимная пружина; 12 — муфта выклю­чения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — вал вилки; 16 — наружная нажимная пружина; 17 — кожух сцепления; 18 — теплоизолирующая шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 — картер сцепле­ния; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — внутренняя нажимная пружина; 24 — первичный вал; 25 — диск гасителя крутильных колебаний; 26 — внутренняя пружина гасителя крутильных колебаний; 27 — наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 8 — кольцо ведомого диска; 29 — механизм автоматической регули­ровки положения среднего ведущего диска

Привод сцепления (рис. 123) состоит из педали 1 сцепления с оттяжной пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления и подвода воздуха от пневматической системы к усилителю сцепления.

Рис. 123. Привод механизма сцепления: 1 — педаль; 2 — цилиндр главный; 3, 10 — упоры нижний и верхний; 4 — кронштейн; 5 — бачок компенсационный; 6 — трубопро­вод гидравлический; 7 — рычаг; 8 — толкатель поршня; 9 — палец эксцентриковый; 11 — пружина оттяжная; 12 — пробка; 13 — трубопровод; 14 — клапан выпуска воздуха; 15 — гайка сферическая регулировочная; 16 — толкатель поршня пневмогидроусилителя; 17 — чехол защитный; 18 — пневмогидроусилитель; I-воздух сжатый

Пневмогидравлический усилитель привода служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Он закреплен двумя болтами к фланцу картера сцепле­ния (делителя) с правой стороны силового агрегата. При нажатии на педаль сцепления давление жидко­сти из главного цилиндра передается по трубопрово­дам и шлангам в пневмогидроусилитель сцепления на гидравлический поршень и на поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давле­ние воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.

В процессе эксплуатации, по мере износа на­кладок ведомых дисков, следует регулировать при­вод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При сервисе 2:

— затяните болты крепления пневматического усилителя привода сцепления:

— проверьте внешним осмотром герметичность привода сцепления, при необходимости устраните негерметичность и прокачайте гидросистему привода;

— проверьте действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепле­ния, при необходимости устраните неисправности;

— отрегулируйте привод сцепления;

— смажьте подшипник муфты выключения сцеп­ления и втулки вала вилки выключения сцепления;

— проверьте уровень жидкости в компенсаци­онном бачке привода сцепления и при необходимо­сти долейте;

— слейте конденсат из пневмогидроусилителя, вывернув пробку 12 (см. рис. 123).

Регулирование привода сцепления заключается в проверке и регулировании свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмо­гидроусилителя.

Проверка свободного хода муфты выключения сцеп­ления осуществляется перемещением вручную ры­чага вала вилки от регулировочной сферической гайки 15 толкателя 16 пневмогидроусилителя при­вода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага). Если свободный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его отрегулируйте сферической гайкой толкателя пневмогидроусилителя до величины 3,7… 4,6 мм, что соответствует свободному ходу муфты выключе­ния сцепления 3,2… 4 мм. Затем произведите про­верку полного хода толкателя пневмогидроусилите­ля нажатием на педаль сцепления до упора, при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм, при меньшей величине хода не обеспечивается пол­ное выключение сцепления. При недостаточном ходе толкателя пневмогидроусилителя проверьте свободный ход педали сцепления, количество жид­кости в главном цилиндре (рис. 125) и бачке привода сцепления, а при необходимости проведите прокач­ку гидросистемы привода сцепления.

Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен быть 6… 12 мм. Замерять его следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход выходит за пределы, указанные выше, отрегулируйте зазор А между порш­нем, и толкателем поршня главного цилиндра.

Регулирование зазора между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра проведите эксцентриковым пальцем 9 (см. рис. 123), который соединяет верхнюю проушину толкателя 8 с рычагом 7 педали. Регулируйте зазор при положении, когда оттяжная пружина при­жимает педаль сцепления к верхнему упору 10. Повер­ните эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали от верхнего упора, до момента касания толка­телем поршня составило 6… 12 мм, затем затяните и зашплинтуйте корончатую гайку.

Смазывание сцепления (рис. 126). Втулки вала вилки выключения сцепления смазывайте через две пресс-масленки 5, а подшипник муфты выключения сцепления — через пресс-масленку 6, сделав шпри­цем не более трех ходов. В противном случае из­лишки смазки могут попасть в картер сцепления.

Контроль уровня жидкости «Нева» в компенсационном бачке главного цилиндра проводите визуально. Нор­мальный уровень жидкости в бачке соответствует 15… 20 мм от верхнего края бачка. Полный объем жидко­сти в гидроприводе сцепления составляет 380 см3.

При сервисе С (осенью) смените жидкость в гид­росистеме привода сцепления.

Рис. 124. Пневмоусилитель: 1 — гайка сферическая: 2 — контргайка; 3 — толкатель поршня выключения сцепле­ния: 4 — чехол защитный: 5 — поршень выключения сцепления; 6 — корпус следящего поршня: 7, 21, 24, 26 — манжеты; 8 — клапан перепускной; 9 — сапун; 10 — мембрана следящего устройства; 11 — седло мембраны; 12 — пробка: 13 — пружина возвратная; 14 — крышка подвода воздуха; 15 — стержень клапанов; 16 — клапан впускной; 17 — клапан выпускной; 18, 22 — пружины мембраны и поршня; 19 — корпус передний; 20 — пор­шень пневматический; 23 — корпус уплотнения поршня; 25 — пружина распорная; 27 — корпус задний; I — подвод тормозной жидкости; II — подвод воздуха

Рис. 125. Главный цилиндр сцепления: 1-толкатель; 2 — корпус; 3 — поршень; 4 — бачок компенсационный; 5 — крышка бачка

Рис. 126. Точки смазывания: 1 — пробка сливная; 2 — пробка заливная с указателем уровня масла; 3, 4 — пробки сливные с магнитом; 5 — пресс-масленка опоры; 6 — пресс-масленка выжимного подшипника; 7 — сапун

РЕМОНТ

Прокачку гидросистемы привода сцепления про­ведите после устранения негерметичности гидро­привода в следующем порядке:

1. Очистите от пыли и грязи резиновый защитный колпачок клапана 14 (см. рис. 123) выпуска воздуха, снимите его и на головку клапана наденьте резино­вый шланг, прилагаемый к автомобилю. Свободный конец шланга опустите в тормозную жидкость «Нева», налитую в чистый стеклянный сосуд.

2. Резко 3… 4 раза нажмите на педаль сцепления, а затем, оставляя педаль нажатой, отверните на 1/4…1/3 оборота клапан выпуска воздуха. Под дей­ствием давления через шланг выйдет часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух.

3. После прекращения выхода жидкости завер­ните клапан выпуска воздуха.

4. Повторяйте операции по пп. 2 и 3 до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга. В процессе прокачки необходимо добавлять в систему тормозную жидкость, не допуская сниже­ния ее уровня в компенсационном бачке главного цилиндра более чем на 2/3 от нормального во избежа­ние попадания в систему атмосферного воздуха. Пос­ле окончания прокачки, при нажатой педали сцепле­ния, заверните до отказа клапан выпуска воздуха и только после этого снимите с его головки шланг и наденьте защитный колпачок. Далее следует устано­вить нормальный уровень жидкости в главном ци­линдре. Тормозная жидкость, которая выпущена из гидросистемы при прокачке, может быть использова­на вновь после отстоя и последующей, фильтрации. Качество прокачки определяется величиной полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

Проверьте наличие конденсата в силовом ци­линдре пневмогидроусилителя. Для слива конден­сата отверните пробку в алюминиевом корпусе пнев­могидроусилителя. Для полного слива слегка на­жмите на педаль сцепления. Не реже чем один раз в три года рекомендуется промывать техническим спиртом или чистой тормозной жидкостью гидроси­стему привода сцепления с разборкой главного ци­линдра и пневмогидроусилителя и заправлять све­жей тормозной жидкостью. Трубопроводы гидроси­стемы промойте спиртом или тормозной жидкостью и продуйте сжатым воздухом, предварительно отсо­единив оба конца. Перед сборкой поршни и манже­ты гидросистемы смочите тормозной жидкостью. Дефектные (затвердевшие, с повреждениями рабо­чих кромок и изношенные) манжеты и защитные чехлы замените.

При замене пневмогидроусилителя привода сцепле­ния для снятия пневмогидроусилителя: выпустите воздух из контура IV привода вспомогательной тор­мозной системы и других потребителей через клапан на ресивере; снимите оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоедините воздушный трубопровод пневмогидроусилителя, гид­равлический шланг и слейте жидкость из системы гидропривода; выверните два болта крепления пнев­могидроусилителя и снимите усилитель со штоком.

Для установки пневмогидроусилителя: совместите отверстия крепления с отверстиями картера сцепле­ния и закрепите усилитель двумя болтами с пружин­ными шайбами; подсоедините гидравлический шланг пневмогидроусилителя и воздушный трубопровод: установите оттяжную пружину вала вилки выключе­ния сцепления. Налейте тормозную жидкость в ком­пенсационный бачок главного цилиндра и прока­чайте систему гидропривода. Проверьте герметич­ность соединений трубопроводов (подтекание тор­мозной жидкости из соединений не допускается), при необходимости устраните нарушение герметич­ности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Проверьте и при необходимости отре­гулируйте величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения дели­теля передач.

При снятии сцепления с двигателя после отсое­динения коробки передач вверните предварительно в нажимной диск до упора в кожух четыре стяжных болта М10х1,25х62, а затем выверните болты крепле­ния кожуха сцепления к маховику и снимите кожух с нажимным диском в сборе, средний и ведомые диски сцепления.

В случае замены отдельных деталей сцепления проверьте перед его установкой на двигатель по­ложение упорного кольца оттяжных рычагов. Для проверки нажимной диск в сборе установите и закрепите на контрольную подставку (рис. 127) или на маховик со вставкой, обеспечивающие устано­вочный размер А=(29+0,1) мм, и отпустите стяжные болты. Правильное положение упорного кольца оп­ределяется монтажным размером В=(54+0,3) мм, биение торца Т2 относительно Т1 должно быть не более 0,2 мм.

Рис. 127. Нажимной диск с кожухом в сборе на контрольной подставке: 1 — подставка контрольная; 2 — болт; 3 — гайка регулировочная; 4 — пластина стопорная; 5 — кольцо упорное; 6 — болт стяжной: А — размер установочный; В — размер монтажный; Т1, Т2 — биение торцовое

При нарушении положения упорного кольца от­регулируйте положение кольца на приспособлении с помощью гаек 3, восстановив размер В, при этом опорные поверхности всех четырех оттяжных ры­чагов должны одновременно касаться упорного коль­ца. Не регулируйте положение упорного кольца с помощью указанных гаек на двигателе.

Перед установкой сцепления на двигатель в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенную в коленчатом валу, заложите 15 г смазки 158.

Устанавливайте сцепление с помощью шлицевой оправки, обеспечивающей соосное расположение осей ведомых дисков с осью коленчатого вала. Обращайте внимание на правильное взаимное расположение ступиц ведомых дисков — короткими выступающими торцами навстречу друг другу. Средний ведущий диск в сборе должен легко перемещаться в пазах маховика под действием оттяжных рычагов. Нажимной диск с кожухом в сборе устанавливайте на маховик двигате­ля также без дополнительной подгонки, но без пере­косов, добиваясь этого равномерной затяжкой болтов крепления с крутящим моментом 54… 61,8 Нм (5,5… 6,3 кгсм). После того как будут затянуты болты крепления кожуха к маховику, выверните из на­жимного диска стяжные болты.

Биение упорного кольца оттяжных рычагов от­носительно оси коленчатого вала должно быть не более 0,5 мм.

Таблица 20

Возможные неисправности сцепления и способы их устранения

Причина неисправности Метод устранения
Сцепление пробуксовывает
Отсутствует свободный ход муфты выключения сцепления Отрегулируйте свободный ход муфты
Попадание смазки на поверхности трения Снимите сцепление с двигателя и промойте бензином или замените фрикционные накладки или ведомые диски в сборе
Износ или разрушение фрикционных накладок Замените фрикционные накладки или ведомые диски в сборе, отрегулируйте привод сцепления
Уменьшение усилия нажимных пружин Замените нажимные пружины вместе с паронитовыми прокладками
Сцепление «ведет»
Привод сцепления не обеспечивает необходимого хода рычага вала вилки выключения сцепления Проверьте исправность привода сцепления (возможны попадание воздуха в гидросистему, утечка рабочей жидкости,увеличенный свободный ход и др.). Устраните обнаруженные неисправности
Коробление ведомых дисков Ведомые диски выправите либо замените
Заклинивание провода сцепления
Разбухание уплотнительных манжет гидропривода сцепления и потеря их герметичности из-за применения нерекомендуемых или загрязненных тормозных жидкостей Замените уплотнительные манжеты, промойте и заполните гидросистему привода выключения сцепления чистой тормозной жидкостью «Нева»
Запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач
Застывание рабочей жидкости (повышение вязкости) в гидросистеме Промойте и заполните гидросистему привода выключения сцепления тормозной жидкостью «Нева»
Заклинивание следящего поршня пневмогидроусилителя Замените манжету следящего поршня
Задиры в соединениях ведущих дисков (нажимного и среднего) с маховиком Зашлифуйте и смажьте рабочие поверхности
Увеличение усилия на педали сцепления (нет усиления)
Не поступает сжатый воздух из-за разбухания впускного клапана пневмогидроусилителя Клапан замените
Заклинивание следящего поршня пневмогидроусилителя из-за разбухания уплотнительной манжеты или резинового кольца Замените манжету или кольцо следящего поршня
Износ или деформация манжеты пневмопоршня усилителя Манжету замените
Шум в механизме сцепления при его выключении
Разрушение подшипника выключения сцепления Подшипник замените
Повышенное биение пяты оттяжных рычагов Механизм сцепления отрегулируйте в приспособлении

mtz-80.ru

клапанов, лапок корзины, установка зажигания, ремонт

КамАЗ

КамАЗ-ломовоз относится к грузовой технике на базовой платформе КамАЗ для перевозки металлического лома и

КамАЗ

Шкворень КамАЗ является соединительным элементом между поворотным кулаком и балкой передних колес. Он обеспечивает

КамАЗ

Ямобур КамАЗ представляет собой специальную технику, предназначенную для ускорения работ в строительстве, благоустройстве. Выпускается

КамАЗ

Антиблокировочная система (АБС) КамАЗ является компонентом рабочей системы торможения и служит для предупреждения блокировки

specmahina.ru

Регулировка сцепления КамАЗ: инструкция, комплектующие

В феврале 1967 года с конвейера Камского автомобильного завода сошли первые автомобили КамАЗ. Характеристики нового автомобиля способствовали развитию модельного ряда. В дальнейшем на базе этого автомобиля было создано множество модификаций модели с различными характеристиками. Так, в свет вышли седельные тягачи, самосвалы, удлиненные бортовые грузовики. Все модели этого семейства авто были схожи по конструкции, а большая часть деталей и механизмов были взаимозаменяемы.

Комплектация

Общая комплектация КамАЗа присущая для всех грузовиков тех времен. Вместительная трехместная кабина авто расположена непосредственно над силовой установкой. Для доступа к мотору кабина опрокидывается вперед при помощи торсионного механизма.

Коробка переключения передач, элемент сцепления и двигатель образовывают цельную силовую установку, которая расположена на передних, задних и поддерживающих опорах.

С развитием автоиндустрии модернизировался и автомобиль КамАЗ, характеристики которого росли с применением новых технологий.

Автомобиль изменялся как в плане внешнего вида, так и в плане технического оснащения.

Трансмиссия. Общие сведения

На грузовике установлен двухдисковый механизм сцепления с радиальным расположением пружин. Выключение сцепления за счет гидравлического привода с пневмоусилителем. Двигатель работает в паре с пятиступенчатой коробкой переключения передач, с делителем пневмомеханического управления. Передачи со второй по пятую имеют синхронизаторы для плавного их включения. Передача крутящего момента от силовой установки на привод осуществляется двумя карданными валами.

Устройство механизма сцепления

За автоматическую установку среднего ведущего диска в нейтральное положение в момент, когда сцепление выключено, отвечает специальное устройство, которое не нуждается в регулировке в период эксплуатации.

Конструктивные особенности кожуха способствуют фиксации выжимных пружин.

Ведомый диск сцепления КамАЗа оснащен термостойким фрикционом, с длительным сроком эксплуатации. Педаль выключения механизма сцепления имеет подвесное крепление, что способствует дополнительной герметичности кабины. В креплении педали установлены металлопластиковые втулки, не требующие дополнительного смазывания.

Состоит сцепление автомобиля из блока картера, выжимного диска с металлическим кожухом, выжимных пружин и рычагов, двух ведомых дисков с фрикционами и нейтрального ведущего.

Корзина сцепления КамАЗа устанавливается на маховик при помощи монтирующих штифтов и закрепляется болтами.

Ведущие, нажимной и нейтральный диски оснащены четырьмя рычагами, входящими в проточки на маховике, которые осуществляют передачу крутящего момента от мотора на плоскости соприкосания ведомых элементов, установленных на шлицах вала коробки.

Выжимные пружины размещаются между металлическим корпусом и выжимным диском.

Они воздействуют на средний диск и ведомые детали, тем самым зажимая их меж маховиком и выжимным механизмом.

Элемент рычагов, установленных на среднем диске и ведущем, размещает их в нейтральное положение в момент, когда сцепление не включено.

Механизм выключения

Элемент состоит из отжимных лапок (рычагов), расположенных на нажимном диске, вилочки выключения, которая установлена на валу, в корпусе сцепления. Муфты выключения сцепления с подшипником качения упорного типа.

Привод

Составляющие: педаль привода, главный цилиндр сцепления КамАЗа, бачок с жидкостью, пневмогидравлический усилитель, трубки для подвода жидкости от цилиндра к усилителю и обеспечения подачи воздуха к усилителю от пневматики.

Заправочный объем бачка для жидкости составляет 380 см куб.

Стоит отметить, что замену жидкости необходимо проводить перед наступлением холодного времени года, так как ее плотность изменяется в процессе эксплуатации, и она теряет свои свойства.

Усилитель привода предназначен для уменьшения физического усилия при нажатии на педаль. Установлен он на фланце картера сцепления, по правую сторону силовой установки.

Процесс регулировки сцепления

Регулировка сцепления КамАЗа производится в несколько этапов, с соблюдением строгой очередности и применением инструментов и измерительных приборов:

  • Установка зазоров между выжимным диском и кулачками выжимных лапок.
  • Регулировка свободного жима педали.
  • Настройка привода муфты.
  • Установка регулировочного перемещения толкателя усилителя.

Ремонт КамАЗа, и в частности регулировку сцепления, как правило, проводят в случаях замены отдельных поврежденных и изношенных элементов механизма. Или же после установки всего механизма на двигатель. Для обеспечения синхронного действия лапок выключения и их верного установочного положения относительно диска нажимного, необходимо произвести проверку положения упорного кольца лапок.

Оптимальный зазор между упором кольца и рабочими кулачками лапок на должен превышать полмиллиметра. В случае если зазор отсутствует или превышает норму, следует отрегулировать выжимные лапки при помощи регулировочных гаек.

Как уже было сказано, регулировка сцепления КамАЗа происходит в несколько этапов: проверка расстояния между поршнем рабочего цилиндра и толкателем, установка холостого перемещения вилочки выключения сцепления.

Зазор меж поршнем цилиндра и толкателем устанавливают при помощи эксцентрикового винта, который соединяет педаль с толкателем, в момент, когда педаль находится в исходном положении. Проворачивая регулировочный винт, нужно следить, чтобы движение педали от упора до момента соприкосновения толкателя и поршня составляло 6-12 миллиметров.

При помощи сферической гайки, расположенной на конце штока, следует отрегулировать свободное движение рычага вилочки сцепления. Для этого контрольную гайку отпускают и, уже вращая сферическую гайку, доводят расстояние между упором штока и рычагом до размера 3,1-4,7 мм.

После проведения данных регулировочных операций общее свободное перемещение педали привода должно составлять 30-42 мм. А при верно выставленном зазоре в приводе сцепления перемещение штока усилителя не должно быть менее 24 мм.

При меньшем показателе система полностью не выключается.

Проверка работы механизма

После проведения данных ремонтных работ следует провести проверку работоспособности механизма в целом на заведенном двигателе. Если регулировка сцепления КамАЗа осуществлена правильно, включение передач будет происходить без характерного треска в районе коробки и без затруднений.

В момент начала движения автомобиль тронется с места без рывков, а переключение на повышенные и пониженные передачи будет мягким.

Если же ремонт КамАЗа будет некачественным, то существует вероятность пробуксовки сцепления, что быстро выводит из строя фрикционные накладки дисков и выжимной подшипник. При этом происходит затруднительное включение передач вплоть до полной невозможности их включения.

Особенности процесса

Регулировка сцепления КамАЗа производится на специальной технологической линии технического обслуживания квалифицированными механиками с применением специального оборудования. Только в этом случаи можно достичь высокой гарантии работоспособности сцепления.

fb.ru

Регулировка муфты сцепления КАМАЗа

Краткая техническая характеристика сцепления

Сцепление – диафрагменное, двухдисковое модели 17 или однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа модели GMFZ 430 фирмы F&S (Германия).

Привод управления гидравлический, снабженный пневмоусилителем.

В приводе управления сцеплением для уменьшения усилия на педали введена дополнительно серво-пружина, прикрепленная одним концом. к верхней части педали, другим - к кронштейну.

Свободный ход муфты выключения сцепления (для сцепления модели 17) определяйте, перемещая рукой рычаг (см. рис. Свободный ход муфты выключения сцепления). Пружину при этом отсоедините. Нормальному ходу муфты соответствует ход рычага 4—5 мм. Если ход рычага менее 3 мм, то, вращая сферическую гайку, отрегулируйте ход рычага.

Для выключения сцепления модели GMEZ 430 применяется привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

Модель сцепления

17

GMFZ 430

Передаваемый крутящий момент, Н.м (кгс.м)

1350 (135)

1600 (160)

Усилие диафрагмы при сцеплении, кН (кгс):

--- включенном

18,5 (1850)

28 (2800)

--- выключенном

17,5 (1750)

25 (2500)

Сцепление модели 17

Сво­бодный ход педали, соответствующий началу работы глав­ного цилиндра, должен быть равен 6—12 мм. Замерять его следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход выходит за эти пределы, то необ­ходимо выполнить следующее:

отрегулировать зазор между поршнем и толкателем 10 поршня главного цилиндра эксцентриковым пальцем 13, который соединяет верхнюю проушину тол­кателя 10 с рычагом 12 педали при положении, когда оттяжная пружина 15 прижмет педаль сцепления к верх­нему упору.

После этого надо повернуть эксцентриковый палец 13 так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6—12 мм.

Выполнив перечисленное, необходимо затянуть и за­шплинтовать корончатую гайку.

Рис. 54. Привод механизма выключения сцепления:

1 – планка крепления пружины; 2 — трубка подвода воздуха к пневмоусилителю; 3 — рычаг вала вилки; 4 — сферическая гайка; 5 — контргайка; 6 — толкатель поршня; 7 и 15 — оттяжные пружины; 8 — пневматический уси­литель; 9 — кронштейн крепления педали сцепления; 10 — толкатель поршня главного цилиндра; 11 — ограничитель хода педали; 12 — рычаг; 13 — эксцен­триковый палец; 14 — педаль сцепления; 16 — главный цилиндр.


1 - винт;
2 - картер сцепления;
3 - маховик;
4 - первичный вал;
5, 7- ступицы ведомых дисков;
6 - пружина гасителя крутильных колебаний;
8 - фрикционная накладка;
9 - ведомый диск;
10 - ограничительный палец;
11 - средний ведущий диск;
13 - нажимной диск;
14 - кольцо диафрагмы;
15 - кольцо опорное;
16 - шланг смазывания муфты;
17 - подшипник;
18 - пружина оттяжная;
19 - муфта выключения сцепления;
20 - вилка выключения сцепления;
21 - вал вилки выключения сцепления;
22 - нажимная диафрагменная пружина;
23 - кожух сцепления

Для выключения сцепления модели GMEZ 430 применяется привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

Сцепление модели GMEZ 430:

1 - первичный вал коробки передач;
2 - ступица ведомого диска;
3 - ведомый диск;
4 - нажимной диск;
5 - диафрагма;
6 - муфта выключения сцепления.

Свободный ход педали сцепления (до начала работы главного цилиндра) зависит от зазора А между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра (См. рис. Свободный ход педали сцепления). Нормальному зазору соответствует ход педали 6—12 мм.

Для регулирования зазора расшплинтуйте и ослабьте корончатую гайку эксцентрикового пальца (см. рис. Регулировка зазора) и, вращая эксцентриковый палец, установите требуемый свободный ход педали сцепления.

Удаление воздуха из гидропривода выключения сцепления (прокачку) проводите в таком порядке:

снимите с бачка пробку 5 и заполните бачок рабочей жидкостью до уровня не ниже 15—20 мм от верхней крышки заливной горловины бачка;

снимите с перепускного клапана (см. рис. Прокачка сцепления) колпачок , наденьте на головку клапана шланг, свободный конец которого опустите в прозрачный сосуд с рабочей жидкостью;

отверните на ½—1 оборот перепускной клапан и резко нажимайте на педаль сцепления до упора в ограничитель хода педали до прекращения выделения пузырьков воздуха из рабочей жидкости;

в процессе прокачки добавляйте рабочую жидкость в систему, не допуская снижения ее уровня в бачке ниже 40 мм от верхней кромки заливной горловины;

по окончании прокачки при нажатой до упора педали заверните до отказа перепускной клапан, снимите с головки клапана шланг, наденьте колпачок;

после прокачки системы долейте свежую рабочую жидкость в бачок до нормального уровня.

Качество прокачки можно определить по величине полного хода толкателя пневмоусилителя сцепления (см. рис. Прокачка сцепления). Если уровень жидкости в главном цилиндре нормальный и в жидкости отсутствует воздух, то полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм. Для замера полного хода толкателя нажмите педаль сцепления до упора.

infourok.ru


Смотрите также

КОНТАКТЫ

Екатеринбург

ул. Онуфриева 55

тел: +7 (912) 299 47 31

        +7 (912) 280 78 38

e-mail: [email protected]

 

Время работы:

12.00-20.00

Выходные:

понедельник

воскресенье

Рекомендуем позвонить

перед приездом!!!