Developed by JoomVision.com
 

Способы торможения автомобиля


Виды и способы торможения. — DRIVE2

• Частичное — Cнижение скорости, до какого либо предела, исключая полную остановку транспортного средства.

• Полное — Cнижение скорости до полной остановки.

• Служебное — Применяется в обычных условиях движения, может выполняться как частично, так и до полной остановки автомобиля. Водитель, выполняя «служебное» торможение, полностью контролирует процесс замедления автомобиля, время торможения, усилие на тормозную систему, способ торможения, а так же комфортное состояние пассажиров и автомобиля.

• Экстренное — Вид торможения применяемый, как правило, в условиях значительного дефицита времени и дистанции, в результате возникновения какой либо экстренной ситуации или ошибки водителя. В зависимости от условий возникновения необходимости применения данного вида торможения, а так же с учетом различных внешних факторов, применяется, как правило, способ торможения, способный обеспечить максимальное замедление автомобиля. При этом не учитывается комфортное состояние водителя, пассажиров и автомобиля.

• Стояночное — Вариант фиксации автомобиля в состоянии покоя. В данном случае используется ручной тормоз.

Аварийное — Торможение, применяемое в случаях, когда обычные механизмы для снижения скорости не приносят требуемых результатов, другими словами, рабочая тормозная система вышла из строя, остальные способы не помогают, приходится использовать мягкие части кузова: «крылья», внешнюю обшивку дверей, при касательном ударе данными частями кузова о препятствия, сила удара ниже, чем при лобовом.

Способы торможения

Исходя из множественных факторов, влияющих в зависимости от условий движения автомобиля, на выбор способа снижения скорости автомобиля выделим несколько основных.

• Торможение двигателем — При движении автомобиля, с определенной скоростью, на определенной передачи, прекращая подачу топлива, т. е. снижая тягу двигателя, передаваемую через КПП на колеса, вы тем самым добиваетесь плавного снижения скорости. В данном случае, двигатель, соединенный с колесами, не получая соответствующего количества топлива, является основным механизмом торможения, причем чем ниже передача, тем выше динамика торможения.

• Силовое торможение двигателем — Принудительное понижение передачи, как правило, ниже, чем та, которая должна соответствовать определенной текущей скорости, провоцирует более интенсивное замедление автомобиля. Применяется, как правило, в случае, когда использование рабочей тормозной системы не допустимо, или может повлечь за собой блокировку ведущих колес.

• Прерывистое («импульсное» торможение) — Основной способ снижения скорости с помощью рабочей тормозной системы. Заключается в нескольких, различных по количеству, силе и продолжительности нажатия на педаль тормоза. Максимальная эффективность достигается при совместном использовании, как с обычным, так и с «силовым торможением двигателем».

Два следующих способа, являются более «продвинутыми» разновидностями предыдущего способа.

• Ступенчатый, с повышением усилия — Применяется при движении по дорожному покрытию с минимальным коэффициентом сцепления (снег, лед, грязь и т. п.). По мере замедления автомобиля, применяя прерывистый способ торможения, постепенно увеличивается усилие и продолжительность нажатия на педаль тормоза (где А — тормозное усилие, В – продолжительность нажатия на педаль тормоза). Таким способом, водитель как бы «прощупывает» дорожное покрытие, проверяя способность автомобиля принимать маневр торможения. Необходимо помнить, что, в данном случае необходимо иметь запас дистанции, так как в этом случае требуется большее место для торможения (особенно в случае минимального коэффициента
сцепления). ступенчатое торможение с повышением усилия

• Ступенчатый, с понижением усилия — Применяется на дороге с высоким коэффициентом сцепления при движении с высокой скоростью. Продолжительное нажатие на педаль тормоза снижает эффективность торможения, поэтому необходимо использовать следующий способ: первое усилие на педаль тормоза самое продолжительное, обеспечивающее максимальную степень замедления автомобиля, далее следуют кратковременные нажатия (дотормаживание), позволяющие контролировать процесс торможения на необходимом уровне. ступенчатое торможение с понижением усилия

• Газ-тормоз — Этот, достаточно редкий способ, заимствованный у спортсменов, является одним из самых эффективных (только для переднеприводных и полноприводных автомобилей) и сложных способов торможения. Выполняется одновременным нажатием на педаль «газа» (правой ногой) и тормоза (левой ногой), через не большую паузу (0.5 – 0.7 сек.). Нажимая на педаль «газа», водитель обеспечивает подачу тяги на ведущие (передние) колеса и тут же прилагает максимальное усилие на педаль тормоза. Тяги, переданной на колеса, не хватает для того, чтобы придать автомобилю динамику разгона, однако вполне достаточно для того, чтобы почти полностью исключить блокировку ведущих колес (при снижении скорости движения выше 20 км/час). При скорости менее 20 км/час, усилие на тормозных механизмах может превысить силу тяги и двигатель «заглохнет». Для того чтобы исключить остановку двигателя автомобиля, необходимо, при снижении скорости до 20 км\час, выжать педаль сцепления.

www.drive2.ru

Виды и способы торможения! — Сообщество «Курилка» на DRIVE2

Полный размер

Частичное — Cнижение скорости, до какого либо предела, исключая полную остановку транспортного средства.

• Полное — Cнижение скорости до полной остановки.

• Служебное — Применяется в обычных условиях движения, может выполняться как частично, так и до полной остановки автомобиля. Водитель, выполняя «служебное» торможение, полностью контролирует процесс замедления автомобиля, время торможения, усилие на тормозную систему, способ торможения, а так же комфортное состояние пассажиров и автомобиля.

• Экстренное — Вид торможения применяемый, как правило, в условиях значительного дефицита времени и дистанции, в результате возникновения какой либо экстренной ситуации или ошибки водителя. В зависимости от условий возникновения необходимости применения данного вида торможения, а так же с учетом различных внешних факторов, применяется, как правило, способ торможения, способный обеспечить максимальное замедление автомобиля. При этом не учитывается комфортное состояние водителя, пассажиров и автомобиля.

• Стояночное — Вариант фиксации автомобиля в состоянии покоя. В данном случае используется ручной тормоз.

Аварийное — Торможение, применяемое в случаях, когда обычные механизмы для снижения скорости не приносят требуемых результатов, другими словами, рабочая тормозная система вышла из строя, остальные способы не помогают, приходится использовать мягкие части кузова: «крылья», внешнюю обшивку дверей, при касательном ударе данными частями кузова о препятствия, сила удара ниже, чем при лобовом.

Способы торможения

Исходя из множественных факторов, влияющих в зависимости от условий движения автомобиля, на выбор способа снижения скорости автомобиля выделим несколько основных.

• Торможение двигателем — При движении автомобиля, с определенной скоростью, на определенной передачи, прекращая подачу топлива, т. е. снижая тягу двигателя, передаваемую через КПП на колеса, вы тем самым добиваетесь плавного снижения скорости. В данном случае, двигатель, соединенный с колесами, не получая соответствующего количества топлива, является основным механизмом торможения, причем чем ниже передача, тем выше динамика торможения.

• Силовое торможение двигателем — Принудительное понижение передачи, как правило, ниже, чем та, которая должна соответствовать определенной текущей скорости, провоцирует более интенсивное замедление автомобиля. Применяется, как правило, в случае, когда использование рабочей тормозной системы не допустимо, или может повлечь за собой блокировку ведущих колес.

• Прерывистое («импульсное» торможение) — Основной способ снижения скорости с помощью рабочей тормозной системы. Заключается в нескольких, различных по количеству, силе и продолжительности нажатия на педаль тормоза. Максимальная эффективность достигается при совместном использовании, как с обычным, так и с «силовым торможением двигателем».

Два следующих способа, являются более «продвинутыми» разновидностями предыдущего способа.

• Ступенчатый, с повышением усилия — Применяется при движении по дорожному покрытию с минимальным коэффициентом сцепления (снег, лед, грязь и т. п.). По мере замедления автомобиля, применяя прерывистый способ торможения, постепенно увеличивается усилие и продолжительность нажатия на педаль тормоза (где А — тормозное усилие, В – продолжительность нажатия на педаль тормоза). Таким способом, водитель как бы «прощупывает» дорожное покрытие, проверяя способность автомобиля принимать маневр торможения. Необходимо помнить, что, в данном случае необходимо иметь запас дистанции, так как в этом случае требуется большее место для торможения (особенно в случае минимального коэффициента
сцепления). ступенчатое торможение с повышением усилия

• Ступенчатый, с понижением усилия — Применяется на дороге с высоким коэффициентом сцепления при движении с высокой скоростью. Продолжительное нажатие на педаль тормоза снижает эффективность торможения, поэтому необходимо использовать следующий способ: первое усилие на педаль тормоза самое продолжительное, обеспечивающее максимальную степень замедления автомобиля, далее следуют кратковременные нажатия (дотормаживание), позволяющие контролировать процесс торможения на необходимом уровне. ступенчатое торможение с понижением усилия

• Газ-тормоз — Этот, достаточно редкий способ, заимствованный у спортсменов, является одним из самых эффективных (только для переднеприводных и полноприводных автомобилей) и сложных способов торможения. Выполняется одновременным нажатием на педаль «газа» (правой ногой) и тормоза (левой ногой), через не большую паузу (0.5 – 0.7 сек.). Нажимая на педаль «газа», водитель обеспечивает подачу тяги на ведущие (передние) колеса и тут же прилагает максимальное усилие на педаль тормоза. Тяги, переданной на колеса, не хватает для того, чтобы придать автомобилю динамику разгона, однако вполне достаточно для того, чтобы почти полностью исключить блокировку ведущих колес (при снижении скорости движения выше 20 км/час). При скорости менее 20 км/час, усилие на тормозных механизмах может превысить силу тяги и двигатель «заглохнет». Для того чтобы исключить остановку двигателя автомобиля, необходимо, при снижении скорости до 20 км\час, выжать педаль сцепления.

www.drive2.ru

Как правильно тормозить? Виды и способы торможения автомобиля

Каждый водитель должен уметь правильно тормозить, причем в разных ситуациях. Очень часто автомобилисты в экстремальных ситуациях тормозят резко с полной блокировкой колес как своеобразным защитным рефлексом. Однако подобное экстренное торможение совсем не рекомендуется применять – порой, оно оборачивается блокировкой и скольжением колес, впоследствии автомобиль резко заносит, а тормозной путь лишь увеличивается. Результатом этого резкого торможения может стать авария – автомобиль может попросту выбросить в кювет или опрокинуться. Вцелом, правильное торможение водителя подразумевает умение водителя применять сцепление колес с дорогой, а также продолжать направление своего движения прямолинейно в процессе торможения.

Виды и приемы торможения автомобиля

Существует несколько видов и приемов торможения.

Плавное торможение автомобиля

Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.

Резкое торможение автомобиля

Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».

Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.

Рекомендуется сводить к минимуму резкое торможение на дороге.

Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля

Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.

Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.

Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.

При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.

Торможение двигателем автомобиля

Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль  сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена. В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент. Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.

Торможение коробкой передач автомобиля

Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.

Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.

Видео приемы и способы торможения автомобиля

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

foram.ru

Правильное торможение автомобиля

От умения водителя правильно снижать скорость автомобиля во многом зависит дорожная ситуация. Если он будет неправильно действовать органами управления, когда необходимо снизить скорость движения или затормозить, то ситуация на дороге будет ухудшаться для всех участников и может произойти столкновение. Чтобы быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки на дороге, следует освоить и закрепить навыки всех возможных вариантов торможения автомобиля в различных условиях состояния дорожного покрытия. Лучше всего навыки отрабатывать на полигоне или пустой площадке.

Виды торможения машины

Содержание статьи

Различают два основных вида торможения машины в различных ситуациях – штатное и экстренное. Под штатным торможением понимается плавное уменьшение скорости автомобиля в стандартных и ожидаемых дорожных ситуациях. Несмотря на отсутствие неожиданностей, его нужно выполнять без всякого пижонства, нажимать на педаль всей стопой, а не пяткой или носком. Это гарантирует надёжное и уверенное движение педали без соскальзывания и остановок. При этом свод стопы обладает большей чувствительностью, чем пятка или носок, необходимой для ощущения обратной реакции педали. Кроме того, выработанная привычка способствует развитию автоматизма движений ноги при работе с педалью тормоза. Давление ноги нужно увеличивать плавно. Резкий и сильный пинок в педаль тормоза может привести к блокировке колёс.

Экстренное торможение производится в нештатной ситуации, которое возникает внезапно для водителя, характеризуется коротким промежутком времени и требует быстрого принятия решения. Оно может производиться разными способами по интенсивности – плавно, резко, прерывисто, ступенчато. Инстинктивная реакция организма, выраженная в резком давлении на педаль от испуга при возникновении неожиданной ситуации на дороге, является вредным фактором, который приводит к длинному пути торможения или заносу. Нужно, в первую очередь, научиться удерживаться от такого непроизвольного движения. Большинству женщин и некоторым мужчинам также присуще свойство путать педали тормоза и газа от испуга.

Плавное нажатие на педаль тормоза позволяет достичь наименьшего значения тормозного пути, которое зависит не только от способа торможения, но и других факторов:

  1. состояния и характера дорожного покрытия;
  2. скорости движения до начала торможения;
  3. времени срабатывания тормозной системы автомобиля;
  4. состояния и типа покрышек.

При изготовлении автомобилей на заводе проводится тестирование эффективности действия системы торможения. Она определяется как быстрота падения скорости при нажатии на педаль тормоза. Этот показатель автомобиля учитывается при проведении подсчёта тормозного пути на месте столкновения автомашин для оценки действия водителей.

Как происходит торможение автомобиля

Зависимость тормозного пути от скорости автомобиля

Давление, прикладываемое ногой к педали тормоза, усиливается гидравлическими цилиндрами и передаётся на колодки, которые, выдвигаясь, сжимают тормозные диски или барабаны, замедляя вращение колёс за счёт трения. При достижении определённой силы сжатия происходит полная блокировка колёс, и они перестают вращаться. Под действием силы инерции шины начинают проскальзывать по дорожному полотну, оставляя на нём тормозной след. При истирании покрышки под ним образуются резиновые катышки, которые как ролики увеличивают почти в 2 раза тормозной путь машины.

Таким образом, для эффективного торможения нельзя допускать полной блокировки колёс. При ускоренном торможении важно в момент начала проскальзывания отпустить педаль, чтобы колёса провернулись, а затем снова нажать на неё. Таким ступенчатым способом можно достичь минимального тормозного пути и при этом не потерять управления. При торможении по закону механики основная нагрузка инерции ложится на передние колёса. Сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, и они блокируются раньше передних.

Видео: Торможение автомобиля

Следовательно, водитель при нажатии на педаль тормоза должен ориентироваться на то, как себя ведут задние колёса. Разный износ или разный рисунок протекторов на них может привести к появлению боковых сил, под действием которых начинается занос задней части машины. В таком случае следует отпустить тормоз и, поворачивая плавно руль в сторону заноса, выровнять направление движения машины. Для водителя важно эти навыки управления отработать и приобрести ещё на этапе обучения вождению, чтобы на практике они усовершенствовались до автоматизма и не вызывали растерянности в случае необходимости.

Более легко поддаётся освоению прерывистый способ торможения, хотя по своей эффективности он уступает ступенчатому методу. Его смысл заключается в периодическом нажимании и отпускании педали тормоза с определённой частотой. Чем быстрее нужно остановиться, тем больше частота нажиманий. Исполняя этот способ торможения, нужно приготовиться к движению рывками, удерживать корпус и гасить рывки его наклонами. При этом способе затормаживания заноса машины обычно не возникает.

При движении по извилистой дороге, чтобы машину не заносило на поворотах, и она не создавала помех для других автомобилей, нужно перед поворотами заранее снижать скорость ещё до того, как начали поворачивать руль. На закруглениях дорог машина должна не тормозиться, а двигаться с постоянной скоростью, достаточной для уверенного сцепления шин с полотном дороги. В этом случае машину не занесёт, и она не врежется во встречный автомобиль или дорожное ограждение.

При движении по скользкой дороге в гололёд или на заснеженной трассе применяется способ торможения автомобиля двигателем. Смысл его заключается в постепенном уменьшении скорости движения за счёт понижения передачи и слабого нажатия на педаль тормоза, не выключая сцепления. При переключении передачи сцеплением нужно управлять плавно, чтобы избежать рывков, приводящих к проскальзыванию шин и потере управления.

Всегда перед тем, как начинать торможение, следует убедиться в наличии достаточного места для выполнения манёвра. Для привлечения внимания идущего сзади транспортного средства можно несколько раз слегка нажать на тормоз, чтобы замигали задние красные огни. Резкие торможения противопоказаны автомобилю, так как приводят к повышенному износу протекторов, тормозных колодок, трансмиссии, элементов подвески, большому расходу топлива. Повышается риск прокола или разрыва шины, что может привести к потере управляемости.

Видео: Как правильно тормозить.Виды и способы торможения на механической коробке передач.

Почему свистит автомобиль при затормаживании

Причиной появления свиста или скрипа при торможении может быть:

  • некачественные или изношенные тормозные колодки, которые следует заменить;
  • попадание посторонних предметов на поверхность колодок;
  • попадание воды на барабан или диски, которая удаляется после нескольких интенсивных торможений на пустой дороге;
  • иногда визжат тормоза при несовместимости материала фрикционной накладки с материалом диска или барабана. Чтобы избежать этого, следует использовать колодки только фирменного образца.

Неприятный звук сам по себе не ухудшает эффективность торможения автомобиля за исключением, когда он является следствием изношенности колодок, но доставляет дискомфорт и может послужить причиной несвоевременного принятия решения о начале затормаживания, что отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения.

avtomotoprof.ru

Способы торможения автомобиля: в штатном режиме, при отказе тормозов

Наиболее сложным для освоения автомобильным маневром остается торможение. Для эффективного и безопасного управления автомобилем любой водитель, независимо от наличия водительского опыта, должен обладать всеми необходимыми знаниями и  навыками, которые позволят правильно применять различные способы торможения автомобиля.

Виды торможения автомобиля

Говоря о торможении, различают 6 основных видов:

  • Частичное торможение. Такой вид торможения предполагает постепенное снижение скорости, без полной остановки ТС.
  • Полное торможение. Торможение данного вида аналогично предыдущему, с одной лишь разницей, снижение скорости происходит вплоть до остановки ТС.
  • Стояночное торможение. В данном случае происходит полная фиксация автомобиля в одном положении при помощи ручника (ручного тормоза). Например, если требуется временно оставить автомобиль на парковке, у вокзала, близ магазина, у обочины и т.д.
  • Аварийное торможение. Такой вид торможения используется только в экстренных случаях, когда не срабатывают основные системы регулировки скорости движения. Например, при неисправностях тормозной системы или при наличии других повреждений. В таком случае для торможения можно использовать отдельные элементы конструкции автомобиля – обшивку дверей, крылья, мягкие части кузова, которые уменьшат силу удара при возможном столкновении.
  • Служебное торможение. Такой вид торможения может применяться в любых штатных условиях вождения, с частичной или полной остановкой ТС. При служебном торможении процесс снижения скорости происходит полностью под контролем водителя, с учетом способа торможения и безопасности всех пассажиров.
  • Экстренное торможение. Такой вид применяется только в экстренных ситуациях с целью предотвращения возможных ДТП. Основная цель экстренного торможения – максимально быстро и безопасно снизить скорость с учетом воздействия внешних факторов.

Способы торможения автомобиля

Что касается способов торможения, то наиболее эффективными из них являются:

  • торможение двигателем и КПП;
  • торможение двигателем с усилием;
  • импульсивное торможение;
  • ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием).

Торможение двигателем

Наиболее эффективный и простой способ при спокойной езде – торможение двигателем и КПП. Данный способ предполагает включение пониженной передачи для снижения оборотов двигателя и уменьшения скорости передвижения. Актуально для автомобилей с механической коробкой передач.

Торможение двигателем начинается сразу же, как только отпускается педаль газа за счет того, что уменьшается подача топлива в двигатель, вследствие чего снижается тяга, которая передается на колеса через коробку передач.

Если тормозного усилия недостаточно, то начинаем переключаться на более низки передачи. С пятой на четвертую, с четвертой на третью и так далее. При этом важно помнить, чем ниже передача, тем сильнее тормозное усилие.

Как это происходит технически? Отпуская педаль газа, сцепление остается на включенной передаче. После отпускания тормозной педали, выжимается сцепление и включается более низкая передача, подходящая режиму движения. Затем плавно отпускаем педаль сцепления.

Торможение двигателем можно применять в любых дорожных ситуациях, но особенно полезно помнить о такой возможности при прохождении спусков и при плохих погодных условиях, когда сцепление автомобильных шин с поверхностью дорожного полотна ослабевает.

Немного о прохождении затяжных спусков. Многие автолюбители не знают, что если долго жать на педаль тормоза, постоянно притормаживая, то тормоза (диски и колодки) перегреваются, и эффективность торможения сильно падает, да и если на них вода попадет в таком состоянии, то и сломаться могут.

Чтобы этого не происходило, необходимо грамотно подобрать передачу (при отпускании педалей и газа, и тормоза автомобиль не должен разгоняться), соответствующую крутизне склона (чем круче склон, тем ниже передача) и двигаться, притормаживая двигателем, и работая только педалью газа, не трогая педаль тормоза. Чтобы ускориться жмем на газ, чтобы притормозить, отпускаем педаль газа.

Торможение двигателем с усилием

Данный способ торможения применяется в некоторых экстренных ситуациях, например, при несрабатывании основной тормозной системы автомобиля. В этом случае можно с пятой переключиться сразу на вторую или даже первую, НО!

Низкая передача, которая не соответствует заданной скорости, способна привести к ускоренному замедлению движения ТС, однако при этом возникает довольно большая нагрузка на двигатель и КПП, что в некоторых случаях может вывести механизм из строя, что, впрочем, в экстренной ситуации не столь важно. Между собственной жизнью и двигателем, каждый выберет первое, надо полагать.

Импульсное торможение

Импульсное или прерывистое торможение применяется для уменьшения скорости движущегося автомобиля с помощью тормозной системы. Реализуется путем выжимания педали тормоза до упора с кратковременным отпусканием тормозов. Актуально для автомобилей, которые не оборудованы системой ABS.

При этом частота и продолжительность нажатий может отличаться в зависимости от ситуации. Первоначальное тормозное усилие не должно быть слишком интенсивным, чтобы избежать возможной блокировки ведущих колес, но должно быть на грани блокировки.

Затем следует кратковременное неполное ослабление усилия торможения и снова торможение на грани блокировки и так до полной остановки или до достижения требуемой скорости движения.

Данный способ торможения чаще всего используется водителями одновременно с торможением двигателем.

На автомобилях, оборудованных системой ABS, импульсное торможение  осуществляется автоматически. Водителю достаточно нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее в нажатом состоянии. ABS не даст колесам заблокироваться, периодически ослабляя тормозное усилие. При этом водитель будет чувствовать вибрацию на педали тормоза, что и означает срабатывание антиблокировочной системы тормозов.

Ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием)

Это, по сути, тот вид работы педалью тормоза, которым пользуются все водители.

  • С повышением усилия. Такое торможение используется во время езды при плохих погодных условиях. При таком варианте увеличивается усилие и продолжительность воздействия на тормозную педаль. Таким образом, водитель как бы сканирует качество дорожного полотна, проверяя свой автомобиль на способность совершать нужные маневры.
  • С понижением усилия. Этот вариант используется в тех случаях, когда сцепление шин с дорожным полотном достаточно хорошее, что позволяет управлять ТС на высоких скоростях. В данном случае чтобы затормозить, первый раз тормозную педаль выжимают до упора и задерживают на некоторое время. Это позволит максимально быстро снизить скорость движения. Следующие нажатия должны быть быстрыми и непродолжительными, которые позволят контролировать степень торможения ТС.

Про способы торможения можно рассказать еще очень много, особенно про то, какой вид торможения, в какой ситуации можно использовать и когда это делать предпочтительно. Поэтому предлагаем вам посмотреть пару видеороликов с Youtube из которых вы сможете почерпнуть дополнительные сведения:

autodromo.ru

Способы торможения, аварийное торможение, способы торможения в штатных и нештатных ситуациях. Основные способы торможения автомобиля. Какие бывают методы торможения авто?

Торможение является одним из наиболее сложных автомобильных маневров. Для безопасного и эффективного управления автомобилем, водитель должен обладать определенными навыками и знаниями, позволяющими правильно использовать разные способы торможения авто.

Виды торможения автомашины

Существует шесть основных типов торможения:

  1. Частичное торможение. Данный вид торможения заключается в постепенном снижении скорости, но без полной остановки авто.
  2. Полное торможение. Торможение такого типа, как и предыдущее, основывается на постепенном снижении скорости, однако с одним отличием — снижение скорости производится вплоть до остановки авто.
  3. Стояночное торможение. В таком случае автомобиль полностью фиксируется в одном положении с помощью ручного тормоза. К примеру, если нужно на определенное время оставить авто у обочины, возле магазина, у вокзала, на парковке и так далее.
  4. Аварийное торможение. Данный тип торможения применяется лишь в экстренных ситуациях, когда главные системы регулировки скорости езды не срабатывают. К примеру, при выходе тормозной системы из строя либо при наличии прочих повреждений. В данном случае можно использовать для торможения отдельные компоненты конструкции авто — мягкие части кузова, крылья, обшивку дверей, которые способны уменьшить силу удара при вероятном столкновении.
  5. Служебное торможение. Этот вид торможения может использоваться в любых стандартных условиях вождения, с полной либо частичной остановкой авто. При служебном торможении процедура снижения скорости полностью происходит под контролем водителя, учитывая способ торможения и безопасность всех пассажиров.
  6. Экстренное торможение. Этот вид используется лишь в экстренных ситуациях для предотвращения возможных ДТП. Главная задача экстренного торможения — максимально безопасно и быстро снизить скорость, учитывая воздействие внешних факторов.

Наиболее эффективные методы торможения:

  1. Торможение мотором и КП.
  2. Торможение мотором с усилием.
  3. Ступенчатое торможение — с повышенным либо пониженным усилием.
  4. Импульсивное торможение.

Способ торможения авто двигателем машины и КПП, техника торможения подробно, почему этот способ подходит для торможения механики

Самый простой и эффективный метод при спокойном движении — торможение мотором и КПП. Этот метод предусматривает включение пониженной передачи, чтобы снизить обороты мотора и уменьшить скорость передвижения. Актуально для авто с МКПП.

Как только вы отпускаете педаль газа, начинается торможение мотором. Это происходит в результате уменьшения подачи горючего в мотор, из-за чего происходит снижение тяги, передаваемой на колеса  посредством КПП.

Если тормозного усилия мало, начинаем постепенно переключаться с пятой на четвертую передачу, затем на третью и т. д. При этом, помните, чем передача ниже, тем тормозное усилие сильнее.

Технически это происходит следующим образом. Когда водитель отпускает педаль газа, сцепление сохраняется на включенной передаче. Отпуская педаль тормоза, выжимаем сцепление и включаем более низкую передачу, подходящую режиму движения. После этого медленно отпускаем педаль сцепления.

Торможение мотором можно применять в любых ситуациях на дороге, однако особенно полезно использовать такую возможность при плохих погодных условиях и при прохождении спусков, когда сцепление шин с дорогой ослабевает.

Здесь стоит сказать и о езде по затяжным спускам. Многие автовладельцы даже не знают, что если долгое время жать на тормозную педаль, постоянно притормаживая, то тормозные колодки и диски перегреваются, а эффективность торможения падает. Если на тормоза в таком состоянии попадет вода, они вполне могут сломаться.

Чтобы этого не произошло, следует грамотно подбирать передачу (при отпускании педалей тормоза и газа, ТС не должно разгоняться), которая соответствует крутизне склона (чем склон круче, тем передача ниже) и двигаться, притормаживая мотором, работая, при этом, лишь педалью газа и не трогая тормозную педаль. Для ускорения жмем на педаль газа, а для торможения — отпускаем газ.

Способ торможения двигателем с усилием, почему этот вид торможения применяют в экстренных ситуациях, особенности данного вида торможения

Этот способ торможения используется в некоторых экстренных случаях, к примеру, если не сработала основная тормозная система авто. В данном случае есть возможность переключиться с пятой сразу на вторую передача или даже на первую.

Однако низкая передача, не соответствующая данной скорости, может привести к ускоренному замедлению езды авто, но, при этом происходит достаточно большая нагрузка на мотор и КП, что способно вывести из строя механизм. Впрочем, в экстренном случае это не столь важно. Между мотором и собственной жизнью, полагаю, каждый выберет второе.

Способ торможения автомобиля нажимая педаль тормоза до упора, импульсное или прерывистое торможение, подробное описание техники торможения, на каких авто эта техника не применяется

Прерывистое или импульсное торможение используется, чтобы уменьшать скорость движущегося авто при помощи тормозной системы. Реализуется посредством выжимания до упора тормозной педали с непродолжительным отпусканием тормозов. Актуально для авто, не оборудованных системой ABS.

Продолжительность и частота нажатий, при этом, зависимо от ситуации может отличаться. Первоначальное тормозное усилие должно быть не слишком интенсивным, во избежание вероятной блокировки ведущих колес, однако должно быть на линии блокировки.

Далее идет неполное непродолжительное ослабление усилия торможения, после чего опять торможение на линии блокировки. И так до достижения нужной скорости езды или до полной остановки авто.

Как правило, этот способ торможения применяется одновременно с торможением мотором.

На авто, которые оснащены системой ABS, автоматически производится импульсное торможение. Водитель должен до упора выжать тормозную педаль и удерживать ее в таком состоянии. ABS не позволит колесам заблокироваться, систематически ослабляя тормозное усилие. Водитель, при этом, будет ощущать вибрацию на тормозной педали, что и свидетельствует о срабатывании антиблокировочной системы тормозов.

Ступенчатое торможение автомобиля с повышенным усилием (техника торможения при плохих погодных условиях) и с пониженным усилием

По сути, это именно тот вид работы тормозной педалью, который используют все водители:

  1. С понижением усилия. Данный вариант применяется в случае, если сцепление шин с дорогой достаточно хорошее, что дает возможность управлять авто на высокой скорости. Чтобы затормозить, педаль тормоза необходимо выжать до упора и задержать на некоторое время ,что позволит снизить скорость езды максимально быстро. Все последующие нажатия должны быть непродолжительными и быстрыми, которые дадут возможность контролировать степень торможения автомобиля.
  2. С повышением усилия. Данное торможение применяется при езде во время плохих погодных условий. В таком случае увеличивается продолжительность влияние и усилие на педаль тормоза. Таким образом, автомобилист «сканирует» качество дороги, проверяя свое авто на способность совершать необходимые маневры.

Советы профи

Еще очень много можно рассказать о способах торможения, тем более, что на самом деле, их гораздо больше, чем можно вообще себе представить. Из следующего видео вы можете узнать дополнительные сведения о различных методах торможения автомобиля.

prosedan.ru

Про вождение. Часть 4 (торможение) — «Обучение вождению» на DRIVE2

Предыдущие записи по теме
1. Посадка за рулем
2. Положение рук и ног
3. Разгон
5. Руление

Умение тормозить можно назвать одним из самых важных навыков как для гражданской/повседневной езды так и для спортивной/гоночной.
Как Цыганков расписывать 100/500 видов и методов торможения я точно не умею, да и ненужно это)

это фото из книжки Цыганкова которая у меня есть

Я бы разделил торможения на рабочее, активное, экстренное.

Рабочее — это так называемое «городское» или «гражданское» торможение, когда есть много времени и дистанции на замедление. Мы применяем его когда надо замедлить скорость в потоке или затормозить перед светофором.
Не вижу смысла на нем останавливаться, никаких сложностей с ним, как правило нет.

Активное — из самого названия следует, что оно более акцентированное, в случае когда вы едите бодро и активно. Оно сильней нагружает тормоза и на меньшем расстоянии гасит скорость. Но все равно хочу отметить что при этом остается запас по сцеплению колес с дорогой.

Экстренное – его необходимость возникает вследствие резко возникшего препятствия, нашей ошибки в прогнозировании дорожной ситуации, резкого изменения дорожной ситуации и т.д. Здесь нам нужен самый короткий тормозной путь, которого мы можем добиться от нашего автомобиля на данном покрытии.

В этом пункте все краеугольные камни и спрятались на самом деле…
На большинстве современных автомобилей установлена система ABS.

При наличии этой системы самым эффективным способом экстренного торможения будет со всей силы резко нажать и продолжать давить на тормозную педаль.
Хотелось бы обратить особое внимание, что на педаль надо давить с максимальным усилием т.к. это увеличивает частоту срабатывания тормозов и уменьшает тормозной путь!

Про ABS уже много копий сломано и наверняка и здесь найдется куча спорщиков как это обычно бывает)))

В общем я выражу свое мнение и мнение других более авторитетных специалистов и спортсменов.
Если вы на покрытии с высоким коэффициентом сцепления то ABS однозначно позволит остановить автомобиль максимально быстро и эффективно.


Так как фактически это и есть то самое почти идеальное импульсное торможение только с гораздо большей частотой чем может даже лучший гонщик в мире.
Так же большим достоинством ABS и наверное главной целью её создания является сохранение частичной управляемости и возможности выполнить маневр (перестроение, поворот и.т.д.)

На плохом коэффициенте сцепления (снег-лед) ABS ухудшает показатели торможения, при этом все равно сохраняя управляемость.

Здесь во многих случаях может помочь импульсное торможение. Однако, чтобы в такой ситуации тормозить эффективнее, чем ABS нужен очень высокий уровень подготовки и постоянное нахождение в «водительском тонусе». Большинству водителей по разным причинам это не доступно, поэтому ABS поможет!

Ну и большим недостатком ABS я бы назвал ухудшение эффективности на неровной дороге, здесь наверное многие из вас ощущали на себе подобные нюансы.

Немного о «торможении двигателем»
При торможении на скользком покрытии, этот прием позволит сделать автомобиль более устойчивым, стабильным. Выполняется последовательным переключением передач вниз, возможен так же на АКПП с ручным управлением.

Теперь раз уж я занимаюсь автоспортом несколько тезисов о гоночных торможениях.
В идеале все гоночные торможения должны быть максимально эффективны и они близки к экстренным с той лишь разницей, что чаще всего гонщик знает о них заранее и может подготовится ментально и физически.
Важно помнить, что если нам нужно погасить скорость то эффективней всего тормозить при прямолинейном движении.
На гоночных автомобилях чаще всего запрещено использование ABS. И поэтому умение тормозить одно из базовых и самых важных умений во всех видах автомобильного спорта.

Исключение некоторые массовые дисциплины. Например насколько я знаю в регламентах серий по тайм атаку такого запрета нет, так как разрешается участвовать на гражданских/городских автомобилях без спец подготовки. Это позволяет использовать регрессивную методику торможения и ABS тут отличный помощник. Если тормоза могут стабильно выдерживать несколько кругов то это позволяет быстро и точно подобрать точку торможения с любого прямика всего за несколько кругов и сразу максимально давить педаль так чтоб работала ABS не боясь блокировки и дестабилизации автомобиля. Это позволит эффективней использовать тормоза и сократить тормозной путь.

В соревнованиях по неровному и не твердому покрытию (грунт/снег/микс с ямами) будь то ралли или кросс системы ABS даже если бы были разрешены вряд ли смогли бы помочь. Здесь умения гонщика подобрать точку торможения и интенсивность этого торможения становится еще важнее для результата. В ралли проблем подкидывает то что нет возможности «закатать поворот» (проехать по нему много раз как в кольце), поворот от поворота может отличаться зацепом из-за луж влажности, разности состава покрытия и т.д. А еще покрытие и дорога меняется после проезда там даже 10-15 машин (раллийный канал бывает от 30-100 автомобилей), где то зацеп улучшился из-за того что дорога стала чище, где то накатали колею и т.д.
На недавней своей ГОНКЕ в начале августа, я испытывал весьма серьезные проблемы в этом аспекте своей езды, что видно на видео и по комментариям тренера.

Порой гонщики применяют методы торможения скольжением и сносом.

рудимент -скандинавский флик — сейчас так ездят не часто

Когда машина скользит «поперек» дороги она тоже тормозит хоть и не так эффективно, в случае если при этом она поворачивается в сторону на выход из поворота это позволяет одновременно и затормозить и повернуть с меньшим риском, и сэкономив время на скользких покрытиях. Но злоупотребление этим методом тоже приводит к потерям, я как раз страдаю любовью к излишним долгим скольжениям в своей спортивной езде,

это фотка как иллюстрация, на самом деле это следствие ошибки захода на разгруз на скорости 100

и даже подвеску на моей ГОНОЧНОЙ МАШИНЕ настраиваю слишком остро, но работаю над собой и стараюсь найти баланс/компромисс который как известно важен во всем)

Гонщики применяют так же контактные торможения, это уже из разряда гоночной контраварийной подготовки когда надо спасть «тонущий корабль» можно и на брустве

www.drive2.ru

Процесс торможения автомобиля

Манёвр торможения является одним из основных для безопасного управления автомобилем. Трудность его выполнения является одной из основных причин возникновения ДТП с тяжкими последствиями. Манёвр, предназначенный для повышения безопасности, может выйти из-под контроля и привести к потере устойчивости и управляемости автомобиля из-за блокирования колёс при интенсивном торможении, особенно при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой. Ошибки при торможении могут спровоцировать критический занос, снос, вращение и опрокидывание автомобиля.

Правильное управление процессом торможения включает в себя:

Автомобиль замедляется под действием тормозных сил на передних и задних колесах. На движущийся автомобиль действуют также силы инерции, действующие выше поверхности дороги и создающие момент относительно точек контакта колёс с дорогой. Под ее действием при торможении передние колёса догружаются, а задние — разгружаются.

Максимальная тормозная сила определяется не только усилием на педаль тормоза. Она зависит от нагрузок, приходящихся на колёса, и от сцепления колеса с дорогой. Чем сильнее нагружено колесо, тем больше тормозная сила. Сцепление колёс с дорогой зависит от степени проскальзывания колеса по поверхности. Максимальный коэффициент сцепления достигается при частичном проскальзывании 10-15%. А при полном проскальзывании коэффициент сцепления может падать почти вдвое. При экстренном торможении нельзя доводить колёса до полного проскальзывания (юза). Кроме того, сцепление зависит от состояния покрытия дороги и от того, насколько изношено колесо. Так, на мокром асфальте сцепление примерно в 2 раза меньше, а при гололёде в 10 раз меньше, чем на сухом асфальте. Соответственно уменьшается тормозная сила и увеличивается тормозной путь.

Если колесо полностью заблокировано, то по поверхности дороги трётся один и тот же участок шины. При этом резина истирается так же, как ластик, которым вы убираете карандашную линию на бумаге. 06разуются резиновые катышки, по которым заблокированное колесо движется как по каткам. Еще одна серьезная опасность блокировки колёс – это потеря управляемости, когда даже незначительные боковые силы, воспринимаемые от неровностей дороги или появляющиеся благодаря силам инерции, приводят к заносу автомобиля, автопоезда. Это, в свою очередь, приводит к уводу транспортного средства от своей полосы движения и способствует созданию аварийных ситуаций для всех участников движения.

Классификация приёмов торможения

Различают служебное, экстренное и аварийное торможение.

Служебное торможение(с интенсивностью замедления менее 3 м/с2) не связано с дефицитом времени для замедления или остановки автомобиля и в нормальных условиях движения является наиболее приемлемым, так как осуществляется в комфортной зоне отрицательных ускорений.

Экстренное торможениеиспользуется в критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния. Оно реализует самое интенсивное замедление с учётом тормозных свойств автомобиля, а также возможностей водителя применить традиционные или нетрадиционные приёмы в зависимости от коэффициента сцепления шин с дорогой и других внешних условий.

Аварийное торможениеприменяется при выходе из строя или отказе рабочей тормозной системы и во всех других случаях, когда эта система не позволяет добиться необходимого эффекта.

Импульсное торможение

К импульсному торможению относят два способа - прерывистый и ступенчатый.

Прерывистое торможение - периодическое нажатие на педаль тормоза и полное её отпускание. Основной причиной, вынуждающей временно прекратить действие тормозных механизмов, является блокировка колёс. Такой способ применяется на неровной дороге и там, где чередуются участки с разными коэффициентами сцепления, например асфальт со льдом, снегом и грязью. Перед наездом на неровность или скользкий участок следует полностью отпускать тормоз.

Эффективность прерывистого способа при экстренном торможении недостаточна, так как временное прекращение действия тормозов влияет на увеличение тормозного пути автомобиля.

Для экстренного торможения характерен ступенчатый способ,который внешне напоминает прерывистый, однако в отличие от прерывистого не имеет пассивной фазы, связанной с полным прекращением действия тормозных механизмов. Для него характерно последовательное увеличение каждого последующего усилия на тормозной педали, а также времени его приложения.

Экстренное торможение

Интенсивность экстренного торможения ограничивается возможностями водителя (владением техническими приемами и способностью сохранять устойчивость и управляемость), автомобиля (эффективностью тормозных систем, качеством шин) и внешними условиями (коэффициентом сцепления шин с дорогой, рельефом местности). Кроме снижения скорости экстренному торможению присущи и действия, позволяющие держать под контролем устойчивость и управляемость автомобиля.

В большинстве случаев применение экстренного торможения связано с эффектом полного или частичного кратковременного блокирования колёс. Контроль над выполнением торможения на грани блокирования колес осуществляется с помощью так называемого «мышечного чувства». У разных водителей имеются значительные различия в возможностях корректировки мышечных усилий при экстренном торможении.

Чаще всего блокирование возникает на задних колёсах автомобиля, так как при торможении нагрузка в автомобиле перераспределяется по осям: передние колёса загружаются, а задние разгружаются. Поэтому многие автомобили имеют специальные регуляторы тормозных сил, ослабляющие действие задних тормозов на ненагруженном автомобиле.

Торможение двигателем и переключение передач

Торможение двигателем не дает большого эффекта замедления в чистом виде, поэтому часто игнорируется водителями. Однако его значимость существенна при управлении автомобилем в условиях низкого коэффициента сцепления и позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его стабильность при экстренных маневрах.

Безопасное управление автомобилем требует, чтобы любой приём торможения выполнялся комбинированным способом, т.е. при включенной передаче выключать сцепление следует практически перед самой остановкой автомобиля.

Приём «перегазовка» выполняется для уравнивания окружных скоростей вращения шестерён, входящих в зацепление. Такой приём помогает избежать рывка автомобиля и не спровоцировать занос на скользкой дороге и, кроме того, уменьшает износ синхронизаторов и увеличивает срок службы КПП. При этом правая стопа водителя осуществляет активное торможение рабочим тормозом, поэтому для выполнения перегазовки необходимо временно прекратить активное торможение или выполнить перегазовку носком (пяткой) правой стопы, не прерывая торможения.

Перегазовка при служебном торможении выполняется за три цикла: выключение повышающей передачи; пауза в нейтральном положении и перегазовка; включение понижающей передачи.

Экстренное торможение требует последовательного переключения передач вниз от прямой передачи до 2-й. Первая передача может включаться в аварийном режиме при отказе рабочей тормозной системы. В этом случае желательно сократить время на перегазовку и изменить структуру приема. Повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя достигается не отдельным нажатием на педаль управления подачей топлива, а замедленным выключением сцепления при открытом дросселе.

Для эффективного торможения при движении на 4-й передаче необходимо одновременно с началом торможения перейти на З-ю передачу. По мере замедления автомобиля, как только скорость снизится примерно до 70 км/ч, следует перейти на 2-ю передачу. Однако многое зависит и от состояния поверхности дороги — так, в гололёд или в дождь следует учитывать максимальную тормозную силу по сцеплению и не превышать её. Начинать торможение на большой скорости нужно без применения тормозов, только за счёт торможения двигателем.

Аварийное торможение

Аварийное торможение может осуществляться стояночным тормозом, а также нетрадиционными способами, в том числе и контактным способом с использованием естественных и искусственных препятствий.

В аварийной ситуации, когда все возможности совершения экстренного маневра были исчерпаны и/или произошёл отказ тормозной системы, большинство водителей из-за неумения и стресса прекращают управление. Однако пассивная безопасность конструкции современного автомобиля позволяет существенно снизить тяжесть последствий ДТП за счёт деформации сминаемых частей кузова, таких как крылья, бампера, багажник.

Появление в автомобиле ABS, ESP, EBSи других систем помощи водителю при торможении, облегчают процесс управления торможением. Но дорожные условия многообразны, и знание приёмов торможения для водителей не бывают лишними.

studfile.net

Какие способы торможение автомобиля существуют?

Различные системы активной и пассивной безопасности для автомобилей разрабатывают с самого их появления. Современные машины сегодня буквально напичканы различными электронными помощниками. При необходимости машина самостоятельно подрулит или предупредит о дорожном препятствии. Однако, несмотря на все это техническое совершенство, главным инструментом безопасности в машине являются тормоза и реакция водителя, который в идеале должен знать все, существующие виды торможения.

На педаль тормоза, как правило, водитель жмет в двух случаях:

  • Для определенного маневра, будь то поворот, разворот или остановка автомобиля.
  • Еще тормозом пользуются при определенных дорожных ситуациях – пешеходы, пробка светофор и прочее.

В случае с остановкой или поворотом – все достаточно просто. Надо просто показать сигнал поворота, обозначив, таким образом, свои намерения, после чего спокойно жать на тормоз и останавливаться или поворачивать. Второй пункт несколько сложнее, здесь водителя могут подстерегать различные неприятные сюрпризы. К примеру, во избежание аварии придется резко тормозить на светофоре или перед остановившейся машиной.

В идеале, чтобы выйти даже из самой сложной дорожной ситуации водитель должен обладать отличной реакций, знать какие бывают виды торможения, и пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Виды торможения

Всего можно выделить 6 основных видов торможения. Каждым из них современный водитель должен владеть в совершенстве, потому как изобрели виды торможения отнюдь не теоретики. В некоторых случаях от правильно выбранной в экстренный момент тактики зависит жизнь как водителя, так и пассажиров.

Итак, давайте же поговори о том, каким бывает правильно торможение, разберемся, как пользоваться тем или иным способом правильно и как быстро сориентироваться в экстренной ситуации:

  • Частичное. Именно это торможение все участники дорожного движения используют чаще всего. Маневр подразумевает уменьшение скорости транспортного средства до необходимого уровня. Полной остановки машины в этом случае произойти не должно. Яркий пример использования подобного способа – притормаживание, чтобы пропустить пешеходов или перед светофором.
  • Полное. Говорит само за себя – машина должна остановиться полностью, насколько быстро это должно произойти зависит от ситуации. Пример – остановка транспортного средства на зебре или светофоре или в конечной точке пути.
  • Экстренное. Применяется в момент, когда нужно как можно скорее остановить или замедлить скорость транспортного средства. Обычно к такому торможению прибегают в экстренной ситуации, при появлении неожиданного препятствия на дороге. Пользуясь этим способом, водитель, может, не заботится о собственном и пассажирском комфорте – главная задача как можно быстрее остановить машину, чтобы избежать опасной ситуации. Пользоваться таким торможением очень просто, главное, резко и сильно жать на педаль. При этом очень важно контролировать, чтобы машина не пошла юзом, и тем более не перевернулась.
  • Служебное. В корне отличается от экстренного. Это именно то торможение, которое водитель использует в привычных для себя дорожных условиях. Условно этот маневр может включать в себя как частичное, так и полное торможение в зависимости от ситуации. Важно, чтобы в момент такого торможения водитель полностью контролировал дорожную обстановку и заботился о комфорте пассажиров и автомобиля в целом.
  • Торможение двигателем. Подходит для автомобилей с механической коробкой передач. Если скинуть передачу, скорость машины начнет резко снижаться.
  • Парковочное. Фактически это подвид полного торможения. Применяется уже после того, как автомобиль полностью остановился, чтобы зафиксировать его положение. Выполняется очень просто с помощью ручного тормоза,  который и фиксирует машину в определенном месте.

  • Аварийное. Если приходится применять этот способ, значит, вы уже попали в крайне неприятную ситуацию. Фактически такой маневр выполняется в случае, когда у машины полностью отказывает тормозная система. Первым делом опытный водитель воспользуется в подобной экстренной ситуации стояночным или ручным тормозом. Однако его, чтобы быстро остановить машину, как правило, недостаточно и приходится тормозить, так называемыми, мягкими частями кузова машины. Главная задача при аварийном торможении не допустить лобового столкновения с препятствием. Снижать скорость следует с помощью касательных ударов крыльями и обшивкой дверей, в этом случае повреждения будут минимальными.

Обслуживание тормозной системы

Знать и уметь пользоваться всеми видами торможения на самом деле недостаточно, чтобы вам никогда не пришлось использовать аварийный вид остановки необходимо своевременно производить обслуживание и диагностику тормозной системы. Хотя бы раз в год следует посещать станцию техобслуживания и еженедельно самостоятельно следить за уровнем тормозной жидкости в бачке.

И еще очень важно, даже если вы на все 100 уверены в работоспособности всех систем автомобиля и чувствуете себя настоящим профессионалом на дороге, не стоит пренебрегать соблюдением дистанции.

Порой опасное приближение к едущей впереди машине может сыграть злую шутку и аварии не удастся избежать даже благодаря экстренному торможению. Виноваты в столкновении в этом случае будете именно вы, поэтому на дороге нужно быть максимально внимательным.

autodont.ru

Виды торможения автомобиля 2018-2019 ПДД, КоАП, ГИБДД онлайн

Одним из самых сложных маневров при вождении автомобиля можно считать процесс торможения. Для того чтобы делать это успешно и, главное, безопасно, важно обладать определенными умениями и навыками, которые дадут возможность использовать разнообразные способы торможения автомобиля.

Виды торможения автомобиля
Профессионалы выделяют шесть главных видов торможения автомобиля:

  • частичное торможение. В этом случае скорость снижается постепенно, не останавливая автомобиль полностью;
  • полное торможение. От предыдущего способа этот отличается только тем, что скоростной режим сбавляется вплоть до абсолютной остановки транспортного средства;
  • стояночное торможение. Этот способ подразумевает полную фиксацию машины в одном положении, используя для этого ручной тормоз. Применяется, как правило, если транспортное средство необходимо где-либо оставить на какое-то время: на паркинге, около магазина и пр.;
  • аварийное торможение. Данный вариант торможения автомобиля применяется исключительно в нестандартных ситуациях, когда иные способы регулировки оказываются неэффективными, например, тормоза неисправны. Этот способ подразумевает использование таких элементов конструкции как обшивка дверец, мягкие элементы кузов. Благодаря ним сила удара при столкновении значительно уменьшается;
  • служебное торможение. Этот вид используется в стандартных условиях управления автомобилем как при его частичной, так и при абсолютной остановке. Этот процесс полностью контролирует водитель, ориентируясь на собственный покой и безопасность пассажиров;
  • экстренное торможение.  Применяется, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Главной задачей такого торможения автомобиля является как можно быстрее и эффективнее снизить скоростной режим, учитывая влияние внешних обстоятельств.

Способы торможения

Выделяют несколько наиболее успешных способов торможения. К ним относятся:

  • торможение  с помощью двигателя и коробкой переключения передач;
  • торможение с усилием;
  • импульсный способ торможения;
  • торможение с понижением или повышением усилия.

Торможение двигателем
Это один из самых простых способов затормозить во время управления авто в спокойном режиме. Суть метода заключается во включении пониженной передачи с целью сбросить обороты мотора и понизить скорость. Этот способ применяется, как правило, для машин с КПП механического типа.

Применять данный способ можно в любой ситуации, но особо эффективен он будет при езде в плохих погодных условиях, на спусках, то есть в те моменты, когда сцепление резины с дорогой становится более слабым.

Торможение с усилием
Это наиболее эффективный способ в том случае, если основная система торможения не срабатывает. В такой ситуации можно с пятой скорости сразу переключиться не только на вторую, но даже на первую скорость. Но при этом важно учитывать некоторые моменты!

Такой способ торможения автомобиля может привести к большой нагрузке на работу двигателя и коробки передач, а это может вывести агрегат из строя. Конечно, в экстренной ситуации это не столь важно, поскольку выбирать нужно собственную жизнь.

Импульсное торможение
Такой способ еще называют прерывистым. Данная процедура заключается в полном выжимании тормозов с коротким отпусканием. Применяют для машин, в которых отсутствует система ABS. Что касается периодичности этих действий, то этот показатель зависит от конкретной ситуации. Важно, чтоб первое усилие было не очень интенсивным, в противном случае неизбежна блокировка ведущих колес. Чаще всего такой способ применяется совместно с торможением при помощи двигателя.

Ступенчатое торможение
Таким способом пользуются практически все. Повышать усилие следует во время плохой погоды, а понижать тогда, когда сцепление покрышек с дорогой отличное, и автомобиль передвигается на высокой скорости.

Удачи на дорогах!

Автор: Евгений Михайлов 

Автор темы: Золотослов

www.prav-net.ru

Виды и приемы торможения на автомобиле

Умение применять на практике различные приемы торможения в зависимости от конкретной ситуации является одним из важнейших аспектов безопасного управления автомобилем. В большинстве случаев, обычный водитель в экстремальных ситуациях использует резкое торможение с полной блокировкой колес как своеобразный защитный рефлекс. Но такое экстренное торможение в некоторых случаях оборачивается блокировкой и последующим скольжением колес, вследствие чего автомобиль резко заносит, а тормозной путь только увеличивается.

Результатом такого экстренного торможения может быть и выброс автомобиля в кювет, и даже опрокидывание. Поэтому водителям крайне рекомендуется изучить на практике различные приемы торможения и области их применения. В целом, грамотное торможение предполагает умение водителя использовать максимальное сцепление колес с дорогой и сохранять прямолинейное направление движения автомобиля при осуществлении торможения.

Различают несколько приемов торможения, которые могут использоваться как при служебном (штатном) торможении автомобиля, так и в критических ситуациях (экстренное торможение). Наиболее безопасным из них по праву считается плавное торможение, осуществляемое с помощью медленного и постепенного нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяется в спокойной дорожной обстановке, когда скорость движения машины не слишком высокая, а качество дорожного покрытия обеспечивает хороший уровень сцепления колес.

Плавное торможение обычно не вызывает каких-либо неприятных толчков или увеличения износа шин, поэтому в школах вождения для начинающих его указывают как самое удобное и желательное. Все же стоит иметь в виду, что во многих случаях качество дорожного покрытия может быть не идеальным, особенно в российских условиях, что существенно уменьшает коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием, а значит, ухудшает эффективность плавного торможения.

Другой распространенный прием торможения – резкое торможение, предполагающее резкое нажатие педали тормоза («педаль в пол») практически до упора и последующее удержание педали в этом положении. Следствием такого торможения является образование характерных следов на дорожном покрытии в виде черных полос, отмечающих тормозной путь автомобиля. Поскольку контроль за осуществлением подобного резкого торможения производится, главным образом, с помощью так называемого «мышечного чувства», у разных водителей эффективность резкого, экстренного торможения может быть различной.

На это влияет и умение водителя сохранять устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, а также общая эффективность тормозной системы автомобиля и качество дорожного покрытия. Резкое торможение применяется в критических ситуациях, являясь, по сути, рефлекторным ответом водителя на внезапное изменение дорожной обстановки. К сожалению, резкое торможение чревато не только блокировкой колес и резким износом шин. Оно способствует снижению коэффициента сцепления  колес с дорожным покрытием и даже возникновению эффекта, подобного аквапланированию.

Потеря сцепления колес с дорожным полотном в данном случае происходит фактически на расплавленной резине. В результате, возникает ощущение бокового увода автомобиля и происходит увеличение тормозного пути. Поэтому следует свести к минимуму применение резкого торможения на дороге, а также точно знать реакцию своего автомобиля на подобное торможение, в частности, примерную длину тормозного пути на различных дорожных покрытиях.

Следующие два приема торможения относятся к так называемому импульсному торможению. Это прерывистое и ступенчатое торможение. Прерывистое является по существу сочетанием резкого торможения с растормаживанием. В этом случае водитель выполняет периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание. Причем подобная процедура — резко нажать на педаль газа, полностью отпустить — повторяется вплоть до полной остановки машины.

Прерывистое торможение рекомендуется использовать на неровных, ухабистых дорогах или на участках дорог с различным состоянием дорожного покрытия. При высокой скорости движения автомобиля не следует применять интенсивное первоначальное тормозное усилие, поскольку нельзя допускать полной блокировки колес. Устойчивость автомобиля при осуществлении прерывистого торможения производится за счет небольшого поворота руля в сторону возможного заноса.

Что касается ступенчатого торможения, то оно больше подходит для экстренного торможения в критических случаях, поскольку может обеспечить минимальную длину тормозного пути. При ступенчатом торможении педаль тормоза после полного нажатия до упора, не отпускается до конца, а обеспечивается «прокачка» от полной блокировки колес до последующей разблокировки.

Таким образом, при ступенчатом приеме изменяется лишь интенсивность торможения, но оно никогда не прекращается. Здесь также рекомендуется, чтобы первоначальный тормозной импульс был достаточно коротким, но последующие импульсы можно увеличивать по собственному усмотрению как по их интенсивности, так и по продолжительности торможения. Восстановление устойчивости автомобиля на дороге обеспечивается за счет растормаживания, то есть уменьшения давления на педаль тормоза.

Существует также торможение двигателем и торможение коробкой передач. Первый прием предполагает  отпускание педали газа при включенном сцеплении на той передаче, которая была включена. Опускается педаль газа, выжимается педаль сцепления, выключается повышенная передача. Затем отпускается педаль сцепления, нажимается педаль акселератора при выключенной передаче. Далее выжимается сцепление, включается пониженная передача и, наконец, опускается педаль сцепления. С помощью компании fastmoney можно быстро поправить свое финансовое положение.

Этот прием торможения основан на том, что двигатель автомобиля, не получая горючей смеси, но получая при этом крутящий момент от трансмиссии, становится потребителем энергии. Он начинает тормозить трансмиссию, а через нее и колеса машины. Несмотря на игнорирование большинством водителей такого способа торможения, оно имеет свои преимущества. В частности, равномерное распределение тормозящего усилия между ведущими колесами автомобиля и повышение устойчивости к заносу. Торможение двигателем может быть рекомендовано при выполнении маневра в условиях низкого коэффициента сцепления колес с дорожным полотном, например, на скользких дорогах.

Торможение коробкой передач требует постепенного переключения на низшие передачи для снижения скорости автомобиля. При этом можно сразу «перескочить» через несколько передач, правда, это чревато небольшим рывком «на месте», что может привести к потере управляемости автомобиля, если водитель оказывается не готовым к такого рода ситуации. В данном случае водителю приходится работать сразу на двух педалях (газа и тормоза) правой ногой, а левая нога используется для контроля педали сцепления, чтобы оперативно переключать передачи.

Такой способ торможения может использоваться для плавного снижения скорости на спусках или на мокром дорожном покрытии. В ряде случае могут применяться и комбинированные варианты торможения, например, сочетание торможения двигателем и импульсного торможения, когда во время торможения двигателем дополнительно нажимается педаль тормоза.

Каждому водителю следует иметь в своем арсенале все эти вышеперечисленные, базовые приемы торможения. Их следует применять в зависимости от конкретной ситуации, качества дорожного покрытия и скорости движения автомобиля.

Источник: AnyTyres.ru – тесты и обзоры шин (при перепечатке активная ссылка обязательна)

www.anytyres.ru


Смотрите также

КОНТАКТЫ

Екатеринбург

ул. Онуфриева 55

тел: +7 (912) 299 47 31

        +7 (912) 280 78 38

e-mail: [email protected]

 

Время работы:

12.00-20.00

Выходные:

понедельник

воскресенье

Рекомендуем позвонить

перед приездом!!!