Developed by JoomVision.com
 

В каком году вышла первая нива


Биография Нивы по годам — DRIVE2

Я думаю, для истинных ценителей будет интересна эта информация. Рассмотрим подробно по годам.

1970 год, лето. Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин предложил создать автомобиль, подобный «Жигулям», но повышенной проходимости.
1972 год. Создан первый опытный образец Э-2121, назван испытателями «Крокодилом».
1973 год. Автомобиль приобрел имя «Нива».
1974 год. Госиспытания: пробег по Предуралью и Уралу (4000 км), по Средней Азии (13 000 км), экзамен на Дмитровском полигоне и на грунтовых дорогах (16 000 км).
1975 год, 31 июля. Подписан приказ Минавтопрома о постановке на производство новой модели – автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
1976 год, январь. С конвейера сошли первые 50 автомобилей, собранные по «обходной технологии» к XXV съезду КПСС.
1977 год, 5 апреля. Начался серийный выпуск автомобилей «Нива».
1978 год, сентябрь. Дебют «Нивы» в автоспорте – на чемпионате СССР по автокроссу.
1980–1981 годы. «Нива» – серебряный призер чемпионата Союза по автокроссу, золотой призер в ралли-рейдах «Тунис–Париж» и «Алжир».
1982 год. Серебряный призер в ралли-рейде «Париж–Дакар», первое место в ралли-рейдах «Алжир» и «Ралли фараонов».
1983 год. «Нива» – победитель чемпионата Союза по автокроссу. «Серебро» «Дакара», первые места в ралли «Алжир» и «Ралли фараонов».
1984 год. Победа в ралли «Алжир», а на «Ралли фараонов» весь пьедестал принадлежал «Ниве».
1985 год. Создание экспериментальной военной модификации – автомобиля-амфибии «Река».
1986 год. Победа в «Вин-сафари» в Австралии.
1993 год. Начало производства модели ВАЗ-21213 «Тайга».
1994 год. Участие в научно-спортивно-технической экспедиции «Транс-Гималаи-96» (15 000 км) по России, Казахстану, Китаю, Непалу и Индии.
1996 год. Начало производства длиннобазовой пятидверной «Нивы» – ВАЗ-2131 «Кедр».
1999 год. Экспедиция «Тибет-99», взята высота в Гималаях – 5726 метров над уровнем моря, покорение горы Эверест – 5200 метров.
1999 год, апрель. Покорение Северного полюса на автомобиле «МАРШ-1922».
2001 год, 27 июня. Подписано Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия СП «Джи Эм-АВТОВАЗ» по производству легковых автомобилей. В качестве объекта производства избрана модель «ЛАДА НИВА-2123».
2002 год, 23 сентября. С конвейера СП сошел первый автомобиль Chrevrolet Niva.
2005 год. Намеченное прекращение производства «Нивы» не состоялось.
2006 год. АВТОВАЗ изготовил более 30 тысяч трехдверных и свыше 11 тысяч пятидверных внедорожников LADA 4X4.
2007 год. Запланировано увеличение производства почти 40 тысяч трехдверных и 5 тысяч пятидверных внедорожников LADA 4X4.
2007 год, 7 января. Стартовал автопробег «Русский прорыв». Общая протяженность – свыше 20 тысяч километров по маршруту Москва–Париж–Дакар–Джибути. В нем принимали участие два автомобиля на базе LADA 4×4: модификация «скорая помощь», пикап LADA 2329 и Chevrolet Niva.
2009 год, август. Начало выпуска модернизированной Нивы. Удалось улучшить ходовые качества, выше комфорт, надежность, унифицированы некоторые узлы и детали с «Шевроле-Нива».

Сегодня легендарный внедорожник продолжает пользоваться спросом, как на российском, так и на зарубежном рынках. Так, в объеме поставок АВТОВАЗа в Германию, где LADA сегодня занимает третье место по темпам роста продаж среди иностранных брендов, доля вазовских внедорожников составляет более 50% и это радует. Радует то, что через 35 лет своего производства, машина до сих пор актуальна и востребована даже за рубежом. Честь и хвала тем людям, которые стояли у истоков ее создания!

Запись опубликована автором nikolay в рубрике Интересные факты из биографии Нивы, История создания. ros-niva.ru/avtobiografiya-nivyi/#more-741

www.drive2.ru

Как создавалась легенда: история «Нивы»

В апреле нынешнего года Lada 4X4 отмечает свой юбилей: вот уже 40 лет модель, периодически модернизируясь, стоит на конвейере. Отдавая дань уважения к этому легендарному автомобилю, давайте вспомним основные вехи его истории

Началось все в далеком уже 1970 году, когда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» поставил коллективам ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша» задачу по созданию комфортабельного внедорожника для жителей сельской местности.

Так ВАЗ-2121 менялся в процессе отработки конструкции и совершенствования дизайна

Первый экспериментальный ВАЗ-Э2121увидел свет в 1971 году. Причем его внешний вид был очень далек от того, к чему мы привыкли за сорок лет. По сути, это было шасси с простейшим оперением, на котором отрабатывалась концепция нового автомобиля — внедорожник не имел рамы, что в то время считалось неслыханной конструкторской дерзостью. Изначально машину планировалось оснастить мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления в шинах, но в дальнейшем решили создать более простой вариант с большой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями, что экономически было оправданно. Этот прототип позволил конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова значительно сократить сроки создания автомобиля. Хватит ли двигателя объемом 1,6 литра, достаточно ли надежна коробка,  требуется ли машине блокировка межосевого дифференциала и понижающие передачи? Ответы на все эти вопросы были получены именно благодаря ВАЗ-Э2121. Интересно, что испытания автомобиля проводились в строжайшей секретности, а на вопросы интересующихся заводчане отвечали, что испытывают новый румынский внедорожник.

В облике, близком к серийному, ВАЗ-2121 появился в 1972 году. Над дизайном новой машины работал художник Валерий Семушкин. Автомобиль, по замыслу дизайнера, должен был устроить жителей и города, и села. В нем одинаково комфортно должны были себя чувствовать как колхозник, везущий свою продукцию на городской рынок, так и рабочий, решивший выехать за грибами в лес. А так как по техзаданию автомобиль должен был иметь относительно небольшой багажник, запасное колесо, ради экономии места, расположили в моторном отсеке. Тогда размещать запасное колесо на выносном кронштейне за задней дверью считалось не эстетичным. В 1973 году ВАЗ-2Э2121, который выглядел уже почти как известная всем «Нива», был отправлен в испытательный пробег по Средней Азии, после которого обзавелся очистителем фар и задним дворником. На панели приборов появился ахометр, который позволял водителю следить за оборотами при движении на понижающем ряде трансмиссии. В 1974 году автомобиль был выставлен на государственные испытания и в том же году получил свое собственное имя «Нива», которое было запатентовано. Интересно, что на тот момент ГОСТа на испытания такого типа автомобилей не было. Ведь стандартная схема испытаний внедорожников для «Нивы» была слишком сурова, а легковая наоборот… В итоге решили объединить обе программы с учетом универсальности автомобиля. По результатам испытаний автомобиль получил рекомендации к серийному производству и поставке на экспорт. Правда, прежде чем встать на конвейер, машина получила еще некоторые доработки. Так, задние «троечные» фонари заменили на «шестерочные», от «шестерки» взяли и надфарники. Хромированный бампер уступил место алюминиевому. Появилось второе наружное зеркало заднего вида. Первая опытно-промышленная партия автомобилей в количестве 50 штук была отправлена в регионы для подконтрольной эксплуатации. Представители завода постоянно курировали свою новинку, что позволило выявить еще несколько «болячек», которые к апрелю 1977 года были устранены, и «Нива» встала на конвейер.

Помимо продажи на родине, «Нива» активно продвигалась и на зарубежных рынках. За сорок лет более 500 тыс. внедорожников было отправлено за границу. Неприхотливый, но при этом достаточно комфортабельный внедорожник приглянулся покупателям более чем в 100 странах мира. Импортеры активно переоборудовали автомобиль, делая из него пикапы, кабриолеты, стилизуя его по моде. Помимо этого, сборка модели была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре. Экспортировалась «Нива» даже в Японию, став единственным советским автомобилем, официально продававшимся в этой стране. Кстати, японцы, отдавая дань уважения генеральному конструктору «Нивы», подарили в 1986 году Петру Прусову рекламный проспект своей будущей Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

В 1978 году ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. Немало на счету «Нивы» и рекордов. Так, в 1998 году Нива своим ходом поднялась на Эверест, на высоту 5200 метров, в том же году, будучи сброшенной с парашютом, она оказалась в Арктике и своим ходом добралась до Северного полюса, а уже в следующем году забралась в Гималаи на высоту 7260 метров. Побывала она и на Фудзияме. О надежности машины говорит и то, что серийный  автомобиль смог отработать без серьезных поломок целых 15 лет в Антарктиде на станции «Беллинсгаузен». И это при полном отсутствии дорог. Немало на счету «Нивы» и спортивных достижений: многократное участие в ралли «Париж–Дакар», ралли «Атлас», «Камерунское ралли» и прочие заслуги.

В 2001 году история ВАЗ-2121 как «Нивы» завершилась. Обладателем исключительной лицензии на товарный знак «Нива» стало СП «Джи Эм — АвтоВАЗ». Но история самого автомобиля продолжилась и продолжается под именем LADA 4X4.

1998. «Нива» побывала и в Антарктиде (1990 г.), и на Северном полюсе (1998 г.), не раз покоряла своим ходом вершины и одерживала победы в ралли марафонах

1999. В 1999 г. «Нива» поднялась на высоту 5726 м в горах Тибета. До нее на такую высоту колесная техника своим ходом не поднималась

Импортеры всячески рекламировали ВАЗ-2121 в своей периодике, помимо этого некоторые из них позволяли себе адаптировать машину под свои рынки сбыта путем доработок

ВОТ УЖЕ 40 ЛЕТ LADA 4X4 СТОИТ НА КОНВЕЙЕРЕ ВОЛЖСКОГО АВТОГИГАНТА. МНОГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОНА СОВСЕМ НЕ МЕНЯЛАСЬ. ЧТО Ж, НАДЕЕМСЯ РАЗУВЕРИТЬ ВАС В ЭТОМ. ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ МЫ ПРИВЕДЕМ ЛИШЬ САМЫЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЕСЛИ ЖЕ ГОВОРИТЬ О МЕЛКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ, ТО ЕЕ ЗА ЭТО ВРЕМЯ БЫЛО СТОЛЬКО, ЧТО ХВАТИЛО БЫ НЕ НА ОДНУ СТАТЬЮ.

5 АПРЕЛЯ 1977

Сборка первого серийного автомобиля ВАЗ-2121 «Нива».

1980

Начало производства экспортной модификации ВАЗ-21212 с правым рулем. Автомобиль производился ограниченными партиями, прежде всего для английского рынка. Также машины поставлялась в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Японию и на Ямайку.

1985

Завершены государственные испытания плавающей модификации «Нивы» — ВАЗ-2122 (проект «Река»). Госкомиссия рекомендовала автомобиль к постановке на производство. Автомобиль позиционировался как армейский внедорожник для командира роты, но в открытом документообороте завода проходил как «автомобиль для рыболовов и охотников».

1990

Начало производства модификации с двигателем 21214 с центральным впрыском топлива. Внесение большинства изменений в конструкцию двигателя связано с переходом на систему впрыска, введением элементов, обеспечивающих выполнение экологических норм Евро-2 и использованием гидрокомпенсаторов. Установка на автомобиль ГУРа потребовала дополнительной доработки элементов двигателя.

1993

Начало производства модификации ВАЗ-21213 с двигателем 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом. В частности, увеличилась третья дверь, что существенно снизило погрузочную высоту. Также автомобиль обзавелся новой светотехникой.

1995

Начало выпуска модификации ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot XUD9. Она мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в комплектацию входили иные бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.

1995

Начато производство автомобилей ВАЗ-2131 с увеличенной колесной базой и пятидверным кузовом в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа.

1996

Начато производство удлиненной на 300 мм трехдверной модификации ВАЗ212180 «Фора» фирмой ПСА «БРОНТО».

1997

Начато производство пикапов ВАЗ-2329 на базе ВАЗ-2131 в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа. Грузоподъемность автомобиля составляет 4 человека и 350 кг груза.

2011

Запуск в серию модификации ВАЗ-21214 с ABS и BAS. Автомобиль частично унифицирован с Niva-Chevrolet. В частности, на него было установлено новое сцепление компании Valeo. В результате ресурс этого узла увеличился вдвое, а сам автомобиль стал менее подвержен вибрации из-за усиленной демпферной пружины и увеличенного диска.

2013

В соответствии с законодательством на все автомобили Lada 4х4 внедрены дневные ходовые огни в надфарниках. Внедрены катафорезный грунт и окраска металликами с гарантией на сквозную коррозию кузова до 6 лет.

2014

В промежуточном вале карданная крестовина заменена ШРУСом, что снизило вибрации, исходящие от трансмиссии, и существенно улучшило комфорт автомобиля. Введен новый вакуумный усилитель тормозов увеличенной размерности — с 8 до 9 дюймов, применен новый главный тормозной цилиндр диаметром 22,22 мм вместо 20,64. Следствием модернизации стала надежность и долговечность тормозной системы, увеличился пробег до смены тормозных колодок. Увеличена размерность амортизаторов, проведена оптимизация длины и характеристик демпфирования, что позволило увеличить динамическую энергоемкость подвески, ход подвески со 150 до 170 мм, существенно снизить эффект галопирования автомобиля, увеличить ресурс амортизаторов.

2014

Начато производство комплектации ВАЗ-21214 «Урбан» с измененным внешним видом (бамперы, решетка радиатора), электропакетом, системой кондиционирования воздуха и электроподогревом сидений. Увеличена длина щеток стеклоочистителя с 330 до 410 мм (расширена зона очистки лобового стекла). Применены двухструйные жиклеры омывателя лобового стекла (повышена эффективность омывателя).

2016

Осуществлен переход на нормы токсичности Евро-5+, введен модернизированный ступичный узел с нерегулируемыми подшипниками. В базовой комплектации автомобили оборудуются электростеклоподъемниками и ABS. Внесены изменения в конструкцию переднего моста: его отсоединили от двигателя и установили на передней подвеске. Это решение привело к снижению вибраций, что позволяет при необходимости установить на автомобиль другой (новый) силовой агрегат.

LADA 4x4: 40 лет достижений

Хочу получать самые интересные статьи

5koleso.ru

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

«Русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу»
Австрийский автожурнал Austromotor, 1978 год.

5 апреля 1977 года, 42 года назад, на заводе ВАЗ в Тольятти началось серийное производство автомобиля ВАЗ-2121, более известного под маркой «Нива». Этот, пожалуй, самый известный как в России, так и за рубежом внедорожник поистине олицетворяет целую эпоху отечественного автомобилестроения. И в наши дни автомобиль под маркой LADA-4x4 продолжает стоять на конвейере. Сегодня, отдавая дань «Ниве», мы расскажем об основных вехах в истории самого удачного коммерческого гражданского внедорожника, когда-либо созданного в нашей стране.

Рождение «сельского лимузина»

Советский Союз был страной, в которой огромные пространства, сельские поселения и грунтовые дороги занимали весомую часть огромного государства. Инициатива о создании автомобиля для тружеников колхозов и совхозов была одобрена. Но практически сразу оценили возможности нового авто и геологи, и нефтяники, и другие советские труженики и первопроходцы постоянно исследовавшие и осваивавшие всё новые части нашей необъятной Родины. Зачастую они были вынуждены использовать как основное средство передвижения военные внедорожники. Но ГАЗ-69 «Козел» и УАЗ-469 армейского образца были весьма аскетичными машинами. Более того, в них постоянно нуждалась мощная и многочисленная Советская армия, а значит, гражданским конторам они поставлялись по остаточному принципу и были в дефиците. 


Эксперементальный ВАЗ-Э2121 «Крокодил». Источник: https://www.zr.ru

История «Нивы» начинается в 1970 году. Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин был опытным и тонким экономистом и видел, что народному хозяйству страны требуется гражданский, достаточно комфортный, но в тоже время проходимый автомобиль. Он дает задание на разработку такой машины группам конструкторов трех заводов: АЗЛК, ВАЗ, ИЖ. Все три завода имели шансы создать отличный автомобиль. Но конкурс безоговорочно выиграл ВАЗ. Объясняется это тем, что московский завод был очень загружен производством «Москвичей», и его решили не тревожить выпуском новой модели. ИЖмаш же был очень плотно занят в оборонной сфере, и военные не спешили отдавать свои мощности под непонятные им проекты. Молодой конструкторский коллектив молодого тогда завода в Тольятти получил карт-бланш на доводку и постановку на производство новой модели внедорожника.

Еще один интересный момент из истории модели. Имя «Нива» отлично подходит неприхотливому внедорожнику, созданному для нужд сельской местности. А вот создатель автомобиля Петр Михайлович Прусов как-то рассказал, что это аббревиатура! Название дали в честь его детей – Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева –Вадима и Андрея. Так это на самом деле или просто красивая легенда, неизвестно.

Первые «Нивы»

Специально для испытаний «Нивы» был разработан новый ГОСТ. Он стал компиляцией существовавших на тот момент «легковой» и «внедорожной» программ. ВАЗ-2121 достойно показал себя на фоне конкурентов: прототипа ИЖ-14, судьба которого на тот момент уже была решена, ЛуАЗа, УАЗа, а также именитых зарубежных «гостей» – Range Rover и Land Rover 88. По итогам испытаний был вынесен вердикт: автомобиль пригоден для постановки на производство и экспорта.


Источник: https://www.zr.ru

Большую роль в судьбе автомобиля сыграл Петр Михайлович Прусов – его главный конструктор. Он всеми силами отстаивал известный нам сейчас облик автомобиля. Дело в том, что многие критики и государственные чиновники хотели максимально упростить и удешевить конструкцию автомобиля. Первые прототипы, получившие название «крокодил», выглядели совсем уж неказисто и мало чем отличались от сурового армейского собрата УАЗика. Прусов смог дойти до самого Косыгина и отстоять свой проект несущего закрытого кузова, который и придал «Ниве» неповторимый и запоминающийся внешний вид.

Нужно сказать, что испытания автомобилей-прототипов проходили очень строго, в обстановке секретности, даже несмотря на то, что автомобиль был гражданским. На проходящие испытания машины навесили эмблемы выдуманной марки Formika (в переводе с латыни – «муравей»), а особо любопытным внедорожник представляли «Фиатом» родом из Румынии. Люди охотно верили. Ходит даже такой анекдот: ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прилетев в командировку, прямо в ташкентском аэропорту узнал, что в республике проходит испытания некий новый «Фиат». Испытания в условиях Средней Азии подошли к концу в 1973 году, когда «Нива» и приобрела ставший классическим облик. Все последующие изменения коснулись лишь внешних элементов машины.


Источник: https://www.zr.ru

Серийная «Нива»

31 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома №199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Первые 15 предсерийных экземпляров собрали еще в 1974 году, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года в Тольятти сделали 50 машин. Они разошлись по разным регионам страны и эксплуатировались организациями под наблюдением вазовских специалистов. Первая товарная машина покинула конвейер 5 апреля 1977 года, и эту дату принято считать днем рождения «Нивы» – первого в мире по-настоящему комфортабельного и при этом доступного внедорожника.


Источник: https://www.zr.ru

Проект тольяттинцев стал настолько удачным и легким в производстве не только из-за в целом отличных конструкторских решений, но и потому, что во многих узлах и агрегатах «Ниву» унифицировали с уже производящимися на ВАЗе легковыми автомобилями -2101, -2103 и -2106, знакомыми каждому из нас. От седана полноприводник унаследовал элементы внешнего декора, фонари, отделку салона (практически без изменений) и сердце – двигатель с рабочим объемом 1600 «кубиков». Оригинальным был несущий кузов с абсолютно «легковым» дизайном и полноприводная трансмиссия. Тяга на все колеса передается в ней постоянно, а на бездорожье водитель может задействовать понижающий ряд и блокировку межосевого дифференциала. Этой схеме «Нива» верна по сей день.


Источник: https://www.zr.ru

Всего за годы производства всех модификаций и видов «Нивы» выпущено свыше 2,5 млн машин, и их производство продолжается. «Нива» поставляется на экспорт в более чем 100 стран. Автомобиль имеет десятки модификаций – от обычных и семейных пятидверных вариантов до проходимой «скорой», спортивного, раллийного вариантов. История «Нивы» не заканчивается, и сейчас концерн «АвтоВАЗ», продолжает улучшать и совершенствовать современную «Ниву», задумывается о новой итерпретации прославленного внедорожника.


Современная «Нива». Источник: https://www.pinterest.ru

Обложка: https://www.pinterest.ru

histrf.ru

Нива ВАЗ-2121 — история легендарного внедорожника — журнал За рулем

Ровно сорок лет спустя после запуска культового ВАЗ-2121 в серийное производство у нашей редакции припарковались Лада 4×4, Нива 1983 года выпуска и несколько их ближайших родственников. Что приобрела и чего лишилась легендарная модель?

Для меня Нива — культ. Один из лучших автомобилей нашей страны (если не лучший). Ее я полюбил еще в детстве. Помню, отец дачного друга купил васильковый ВАЗ‑2121 1986 года. Я не мог налюбоваться им и мечтал посидеть за рулем. Вскоре в моем собственном гараже-коллекции появилась моделька Нивы. Разумеется, цвет тоже выбрал синий — как у соседа!

Материалы по теме

К тому моменту Нива уже стала культовой в СССР и за его пределами. А началось всё 5 апреля 1977 года, когда в семье Жигулей случилось пополнение. Новая модель разительно отличалась от старших сестер, хотя фамильные черты определенно просматривались. Новенькой дали имя Нива и даже не подозревали, какое будущее ее ждет. Ничего подобного мир еще не видел: постоянный полный привод и легковой несущий кузов. Предтеча компактных кроссоверов!

Дизайн оказался прорывным — во всяком случае, для советских автомобильных стилистов. В отличие от Жигулей, тяготевших к итальянской моде, Нива и внешностью, и характером была нашей, советской «девушкой» — с миленькой мордашкой и наивно приподнятыми бровками-надфарниками. Она не боялась грязной работы. Делала ее не хуже грубоватого вояки УАЗ‑469. На бездорожье не уступала брутальным «мужикам-иностранцам», среди которых выделялись Defender и Land Cruiser. При этом на асфальте демонстрировала прямо-таки нежность к водителю — во всяком случае, на фоне неотесанных вездеходов того времени.

Формула сработала: тольяттинская простушка влюбила в себя массу людей. И не только у нас: более полумиллиона машин ушло за границу — четверть общего объема выпуска!

www.zr.ru

Лада 4x4 3D 21219боевая панда раптор › Бортжурнал › Очень полезная и интересная статья о НИВЕ и ее МОДИФИКАЦИЯХ

«Нива» ВАЗ-2121 и ее модификации
Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков

На мой взгляд, имя этого автомобиля – не просто некое название по «сельскохозяйственным мотивам». НИВА – это аббревиатура, (а значит, как любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много ни мало, а «Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода»! И, между прочим, это действительно так. Автомобили, с минимумом конструкционных изменений пережившие четвертьвековой юбилей на конвейере, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Большинство превращается в моральную рухлядь куда быстрее. А « НИВА» и сегодня остается востребованной покупателями. Более того, достаточно открыть любую газету объявлений, и выяснится, что « НИВА» еще и самый популярный внедорожник на вторичном рынке.

В апреле 1977 года Волжский автозавод произвел настоящую революцию. Его новая модель, ВАЗ-2121 « Нива», практически не имела аналогов в практике мирового автомобилестроения! Это сегодня схема с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма для компактного внедорожника. А в конце семидесятых все это было открытием. Новый внедорожник оказался практичен, комфортабелен и дешев. Такого набора качеств ранее не имел ни один автомобиль с формулой 4х4. Большинство вездеходов тех лет были утилитарными транспортными средствами с военным прошлым. Постоянный полный привод и полноценный ездовой комфорт фактически мог предложить лишь Range Rover, появившийся шестью годами ранее. Но совершенно иные габариты, масса, наличие рамы, а главное, ценовая ниша не позволяли говорить о каком бы то ни было подражательстве со стороны «вазовцев». Да, комфортабельные внедорожники в те годы существовали, но среди моделей с подключаемым приводом: эксклюзивные роскошные машины вроде Monteverdi и дорогие версии переделанных из пикапов «американцев». Но это был совершенно другой путь развития. « Нива» же стояла особняком. Фактически она основала совершенно новый класс вездеходов.

Никакой другой российский легковой автомобиль и близко не имел такого успеха на международной арене. В «Автоэкспорт» приходили заявки из самых разных уголков земного шара. Появились и две специальные экспортные версии: ВАЗ-21211 с 1.3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Последняя, кстати, пользовалась очень хорошим спросом в Англии.

Базовая версия для внутреннего рынка изначально комплектовалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1.6 л с цепным приводом ГРМ. Фактически это был «шестой» мотор (самый мощный в «жигулевской» гамме) с поддоном картера, позволяющим разместить под ним редуктор переднего моста. Но при всей простоте, неприхотливости и надежности у данного силового агрегата оказался один существенный для вездехода недостаток – заметно сдвинутый в сторону высоких оборотов пик крутящего момента. Это не позволяло брать тяжелые участки внатяг. Зато благодаря удачному соотношению мощности и массы автомобиль был способен эффективно «пролетать» ходом заведомо засадные участки.

В комплекте с 1.6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливалась стандартная четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44. Но менее чем через год их заменили на 4,3, а в середине 80-х ради увеличения экономичности и вовсе остановились на 4,1. В таком виде « Нива» и просуществовала до 1994 года. Именно тогда автомобиль претерпел самую серьезную модернизацию за всю свою историю.

В течение 1994 года было выпущено огромное число переходных модификаций с различными индексами, но в конце концов базовой стала версия ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем 1.7 л (именно она сегодня и составляет основную массу машин на вторичном рынке). Еще спустя год появились инжекторная модель ВАЗ-21214 и две «растянутые» на полметра «трехдверки» с индексами 2129 и 2130. Последние делали просто: резали короткую машину пополам и в середину вваривали вставку с окнами. В зависимости от индекса длинные автомобили комплектовались двигателями объемом 1.7 и 1.8 литра. В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «Фора» – трехдверная модификация, удлиненная по дверному проему на 300 мм (она получила индекс 21218).

Кузов
Когда мы говорим о «Ниве», то первым делом на ум приходит трехдверная короткая версия (в просторечии «бегемот»). Надо отметить, что она наиболее приспособлена для бездорожья и по праву славится великолепной проходимостью. По крайней мере, немного найдется машин, которые без специальной подготовки «сделали» бы ее в условиях офф-роуда. Но при этом нельзя забывать, что запас прочности автомобиля не рассчитан на постоянную эксплуатацию на тяжелом бездорожье. Страдает в первую очередь кузов: несколько лет интенсивных нагрузок – и вот уже на силовых элементах днища появляются вмятины, а затем и трещины на лонжеронах в промежутке между пружиной передней подвески и кронштейном крепления амортизатора. Перед продажей их, конечно, могли и заварить, но то, что машину «складывали», возможно определить по косвенным признакам. В первую очередь об этом говорит характерная выпуклость (размером с пятак) на выштамповке переднего крыла (ближе к задней его части).

В городе кузов страдает по другой причине. Коррозионная стойкость «Нивы» отнюдь не на высоте и сравнима с вазовской классикой. Что же до «высокой посадки», то она лишь немного препятствует образованию ржавчины на порогах. Наиболее проблемные места – все стыки панелей, кромка двери багажника и рамка ветрового стекла. Впрочем, у машин последних лет выпуска из-за некачественной покраски очаги ржавчины могут возникнуть на любом месте. Именно поэтому желательны ежегодный антикор и постоянная профилактическая подкраска свежих сколов и царапин. Способствует коррозии и намокшая шумоизоляция пола, просушить которую крайне тяжело. В остальном же – и по прочности, и по жесткости на кручение – это лучший из вазовских кузовов. Особенно дорестайлинговый – с короткой дверью багажника. Но в наши дни найти автомобиль до 1994 года с приличным железом – большая удача. А если они где и сохранились, то уж точно не в Москве.

В 1999 году бампера прилично сбросили в весе и стали «мягкими». А до этого дюралевым швеллером можно было валить заборы (испробовано). То, что удлиненные машины обладают худшей геометрической проходимостью, но лучшей управляемостью вполне естественно. Но о длиннобазных кузовах ходят страшные легенды. Якобы они от времени ломаются напополам, а на бездорожье их вообще скручивает винтом. Пищу для этих разговоров дали трехдверные «крокодилы» и самые первые «пятидверки», действительно не отличавшиеся особой прочностью. Совсем развалившихся на отдельные части машин, правда, никто не видел, но трещины по сварке на отдельных экземплярах встречаются, да и явная ржавчина на швах в середине кузова для них обычное дело. Впрочем, довольно быстро жесткость пятидверного «крокодила» улучшили, и большинство ВАЗ-2131 никаких хлопот с этой стороны не доставляет. Среднебазная «Фора» ВАЗ-21218 и вовсе не уступает базовой модели.

Приводы очистителей фар со временем закисают. А если привод заклинило в промежуточном положении и он не дошел до конца, моторчик продолжит разряжать аккумулятор, ничем себя не выдавая

Кромка задней двери – одно из самых слабых в отношении коррозии мест. Ржавчина появляется тут после первой-воторой «соленой» зимы

Интерьер ВАЗ-2121 имеет немало общего с «шестеркой». В 1994 году салон изменился. Система вентиляции улучшилась, но информативность приборов упала. Последняя модернизация 1999 года была незначительна

В комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения.

В комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный рад

www.drive2.ru

Нива 2121 - Фото, характеристики, история создания

Фото

1977 — наст. время

История создания Нивы

Летом 1970 года, когда завод ВАЗ был еще в процессе строительства, а первые автомобили ВАЗ 2101 уже выпускались на завод прибыл А.Н. Косыгин, который занимал должность председателя совета министров.

Косыгин предложил заводчанам разработать автомобиль для сельской местности. Такая же задача была у АЗЛК и ИЖмаш.

О разработке полноприводного автомобиля для сельской местности от АЗЛК и Ижмаша готовятся отдельные статьи.

Так как FIAT в то время был партнером ВАЗа и по контракту обязывался полностью оснастить завод, обучить рабочий персонал и наладить выпуск трех моделей автомобилей – «норма» в кузове седан и универсал (в дальнейшем модели 2101 и 2102), и автомобиль «люкс» (в дальнейшем модель 2103), то рассматривалась возможность использовать Fiat Campagnola в качестве прототипа.

Fiat Campagnola 1951 года

От этой идеи отказались из-за того, что Campagnola выпускалась с 1951 года и уже устарела. Кроме того, одной из задач было использовать как можно больше узлов и деталей 2101 для удешевления автомобиля.

В прошлом у советских инженеров был опыт постройки полноприводных автомобилей на базе простых легковых. Например, на базе ГАЗ–11 был создан ГАЗ–61, на базе Москвич 402 — Москвич 410, а из Победы — ГАЗ–72.

Москвич 410
Газ 72
Газ 61-73

Все перечисленные автомобили имели одну общую проблему – высокий центр масс, а следовательно и склонность к опрокидыванию. Также полноприводные автомобили не отличались высокой проходимостью и имели большие свесы. Таким образом, пришлось отказаться от установки на модель 2101 переднего моста, и решили строить новую модель.

Прототип Э2121 «Крокодил»

В 1972 году появился первый прототип — Э2121 «Крокодил». Прототип создавался конструкторами, без участия дизайнеров.

Прототип Э2121
Первый опытный образец Нива 2121
Всего было выпущено 2 автомобиля.

Всего было собрано 2 автомобиля, один белого цвета, второй зеленого. Один из них проходил испытания на выносливость, в которых сравнивался с машинами марки ГАЗ и УАЗ.

Испытания

Для испытаний придумали легенду – якобы это румынский автомобиль Formika и даже придумали логотип.

Прототип оснащался двигателем объемом 1,6 л., коробкой передач от 2101 с измененной задней частью. Разработана уникальная раздаточная коробка и редуктор переднего моста. Редуктор жестко крепился к двигателю, благодаря чему соединялся с раздаточной коробкой валом, а не карданом.

Раздаточная коробка работала в пяти режимах:

  • Задний привод;
  • Передний привод;
  • Полный привод;
  • Полный привод с пониженной передачей;
  • Нейтраль;

Тормоза спереди и сзади барабанные.

В ходе испытаний было выяснено, что конструкция перспективна и над ней стоит работать дальше.

Прототип 2Э2121

Далее к работе над автомобилем, в качестве дизайнера, был привлечён Валерий Сёмушкин — выпускник ЛВХПУ им. Мухиной, закончил факультет художественного конструирования средств транспорта и промышленного оборудования. Тема дипломной работы Валерия: «Автомобиль сельской местности».

Задача для В.П. Сёмушкина – разработать джип открытого типа.

Макет Нивы
Макет Нивы

Позже от открытого типа отказались и результатом труда стал прототип 2Э2121.

Кстати, уже в макете запасное колесо располагалось под капотом, для него не удалось найти другого места.

2э2121

Всего было изготовлено 4 автомобиля:

  1. Лимонно-желтого цвета. Машина отправилась в кремль для демонстрации высшему руководству страны.
  2. Вишнёвого цвета. Машина проходила тест на надежность, вместе с УАЗом отправилась в автопробег по Средней Азии (уже как ВАЗ, а не выдуманная Formika).
  3. Горчичный цвет. Машина для лабораторных исследований.
  4. Белый цвет. Машина проходила тест на надежность.

Коробка передач 2101 требовала доработок, необходимо было использовать другую заднюю крышку и заменить вал на более длинный, но сверху решили, что коробка должна остаться без изменений. Так 2Э2121 лишился пятирежимной раздаточной коробки.

Для снижения нагрузки на КПП решили делать машины с постоянным полным приводом, так появилась раздаточная коробка, которая позже использовалась уже на серийных машинах.

Раздаточная коробка работала в двух режимах в паре с блокируемым межосевым дифференциалом.

Тормоза на передней оси – дисковые, сзади барабанные.

Появился тахометр в приборной панели, для того чтобы обезопасить двигатель от «перекручивания».

В ходе теста на надежность выявили проблему перегрева двигателя, при температуре +40 и выше, проблему с ненадежной конструкция передней части кузова. Проблему с кузовом исправили в дальнейших версиях, а проблему перегрева так и не устранили.

В сравнительных тестах 2Э2121 и УАЗ, за счет меньшего веса и лучшей развесовке ВАЗ был лучше, но уступал УАЗу в испытаниях, где важен клиренс.

В ходе испытаний автомобиль №4 перевернулся из-за лопнувшей задней полуоси.

Автомобиль после аварии

Прототип 3Э2121

Прототип 3Э2121 появился 1974 году. В январе изготовили 2 автомобили и еще один в октябре. Геометрия кузова заметно облагородилась, 3Э2121 почти привычная для нас Нива.

3Э в сравнении с 2Э

Госприемка

Следующий год проводилось «госприемка» в которой сравнительный тест проходили 5 автомобилей:

  • Иж–14,
  • ЛуАЗ-969,
  • УАЗ–469Б,
  • LandRover 88
  • Range Rover.

Нива 3э2121

Приказ о запуске производства Нивы подписан 31 июля 1975 года.

Полученные по Ниве замечания устранили в 1975-1976 году. К февралю 1976 года, к XXV съезду КПСС, были выпущены первые 50 машин. Их отправили на разные предприятия СССР и позже 49 автомобилей вернулись на завод для доделок.

Серийный выпуск

5 апреля 1977 года заработал конвейер и начался серийный выпуск.

На момент начала производства у Ваз 2121 Нива не было конкурентов. Постоянный полный привод был у Range Rover и Jeep Wrangler, но они небыли комфортабельными и с закрытым типом кузова.

В Ниве использованы передовые технологии мирового уровня, комфортабельный автомобиль с постоянным полным приводом, с закрытым типом кузова и независимой передней подвеской. Благодаря полному приводу, маленьким свесам и небольшому весу машина отличалась отличной проходимостью.

Все это и относительно малая цена за автомобиль сделало её популярной не только в СССР, но и в других странах.

sovietcars.net

Avtostarevchik › Блог › Неизданное/Мучительно долгий путь к конвейеру второго поколения «Нивы», или история знаменитой ВАЗ-2123 (часть I — конструкция шасси)

В марте 1978 года Ведущим конструктором по автомобилю ВАЗ-2121 был назначен В. Холод, которым вскоре был составлен план проектных и экспериментальных работ, затрагивавших изменение основных параметров «Нивы». Данный проект в соответствии с действовавшей классификацией получил обозначение «2123». В апреле 1978 года на имя главного конструктора Г.Мирзоева из Управления конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) Минавтопрома, была направлена аналитическая справка НАМИ. В которой среди прочего, был дан анализ конструкции и причин появления дефектов, предложены первоочередные меры по устранению дефектов и конструктивных недостатков «Нивы». Наверняка в какой-то степени эта справка послужила одним из толчков к началу работ по модернизации «Нивы», которая была намечена на начало 80-ых годов ХХ века. 
В рамках работ по модернизации «Нивы» , было решено изготовить ходовой макет с увеличенной на 150мм. колесной базой, по отношению к ВАЗ-2121, распределив это увеличение частью на улучшение посадки задних пассажиров, а также увеличение объёма бензобака, частью на увеличение длины багажника. Изменением промежуточного карданного вала и крепления раздаточной коробки, надеялись снизить вибрацию трансмиссии.
В течение февраля-марта 1979 года, были выполнены необходимые проектные работы, выданы конструкторские задания на доработку кузова и карданной передачи, а также в Центр стиля на доработку интерьера. 
 Для сохранения на ходовом макете кронштейнов крепления штанг задней подвески, была выбрана сложная схема реза несущего кузова «Нивы» - разрез был проведен не вертикально за дверями, а по сложной ступенчатой схеме. Рубка стандартного кузова, была начата 12 февраля 1979 года и к лету этого же года ходовой макет был готов.

Полный размер

ВАЗ-2121Л, представлял собой стандартную «Ниву» ВАЗ-2121, оборудованную подмоторным щитом, имитирующим контур нижней части передка будущего ВАЗ-2123 в соответствии с предлагавшейся первоначально компоновкой силового агрегата с подрамником и новой передней подвеской.


Уже 25 июня 1979 года, вышла техническая справка ТС-2084 , по результатам замеров параметров автомобиля ВАЗ-2121У (удлинённого — так макет назывался у испытателей), проведённых в отделе доводки кузовов УГК. Автомобиль заметно отличался от обычных «нив» 15-сантиметровой глухой вставкой за дверями. Основной задачей этого образца, было разобраться, насколько «Ниве» необходимо увеличение базы и как эти дополнительные 150мм. наилучшим образом перераспределить в объёме салона.
Задание на испытание такого макета, было выдано в начале 1987 года. При этом испытатели вначале сочли проведение испытаний этого автомобиля нецелесообразным, поскольку уменьшение дорожного просвета под щитом относительно базового ВАЗ-2121 , было слишком большим. Тем не менее, ВАЗ-2121Л был выпущен на испытания с апреля 1987 года.

Полный размер

1987 год, проект 2123. прототип-2121Л (лыжа) с имитацией одного из вариантов компоновки моторного отсека.


Сперва прототип оценили на снегу, а затем, летом, и на песке.

Все испытания прототипа 2121Л, проводились в сравнении со стандартной Нивой

По результатам испытаний, было установлено, что установка щита (предлагаемая компоновка будущего ВАЗ-2123) уменьшает дорожный просвет, что приводит к увеличению площади контакта днища автомобиля с гребнем колеи. Кроме того, при застревании в некоторых условиях несколько увеличивается усилие эвакуации автомобиля ВАЗ-2121Л. В остальном параметры проходимости остались на уровне ВАЗ-2121.

Испытания прототипа 2121Л показали, что замечания есть только по глубокой колее и по усилию эвакуации в некоторых условиях. Отпечаток лыжи на снегу на вфото, отмечен белой стрелкой. В остальном проходимость осталась на уровне 2121.


Так же в 1978 году, вскоре после начала серийного выпуска «Нивы», в УГК был составлен рабочий план проектных и экспериментальных работ, затрагивавших изменение ее основных параметров. Данный проект был направлен на устранение некоторых врожденных недостатков конструкции, такие как :отсутствие широкой гаммы модификаций, неоптимальный компромисс размеров автомобиля, маленький объём багажника, неудачная посадка водителя, плохая экономичность, повышенный уровень шума, низкая надёжность трансмиссии.
Так в соответствии с действовавшей классификацией, будущий автомобиль получил обозначение — «2123». Кроме того, в 1980 году были начаты работы по модернизации «Нивы», которые велись параллельно с проектом «2123», однако работы и по тому, и по другому направлению из-за отсутствия должного финансирования и загруженности людских ресурсов заданиями по семейству ВАЗ-2108, постоянно приостанавливались.
В 1982 году, Заместителем министра автомобильной промышленности СССР Н.Потаповым, была утверждена «Схема развития автомобильной промышленности на период до 2000 года». В соответствии с которой, ВАЗу намечалось организовать производство нового автомобиля малого класса ВАЗ–2123 с годовым выпуском 65000 штук в 1995 году и увеличением объема производства до 200000 штук, к 2000 году. На основании этого документа, было выпущено указание технического директора АВТОВАЗа М.Фаршатова, от 19 июня 1982 года о начале работ по этой теме.
В 1983 году, П.Прусовым был подготовлен «График разработки автомобилей в XI и XII пятилетках», где впервые в плане работ УГК, официально появилась тема «Семейство автомобилей малого класса 4x4». Согласно этому графику, в 1984 году должны быть подготовлены технические предложения по автомобилю. На октябрь 1984 года намечался техсовет УГК, а на 1985 год планировалась разработка технического задания, разработка эскизного проекта и утверждение техзадания на уровне завода. По существовавшему в то время порядку техзадание необходимо было представить на рассмотрение в министерство. На 1986 , год планировалось изготовление опытных образцов. Однако из-за того, что вся группа полноприводных автомобилей отдела общей компоновки (ООК), в то время вплотную занималась проектом ВАЗ-2122 и свободных людей попросту не было, сроки работ над проектом неоднократно переносились.
В конце 1984 года, ведущим конструктором по теме «2123» был назначен Ю.Овчинников. В апреле 1985 года в ООК было проведено первое совещание, по рассмотрению проекта концепции «2123» — «легковой автомобиль с постоянным приводом на все колёса, повышенной проходимости, способный двигаться по бездорожью, обладающий увеличенным внутренним пространством и с конструкцией кузова, допускающей создание модификаций».
К октябрю 1985 года, был подготовлен первый вариант техзадания на автомобиль «2123», который и был рассмотрен на ноябрьском техсовете ООК. На нем была одобрена концепция автомобилей семейства «2123» и кроме того, были даны конкретные рекомендации по доработке техзадания и дальнейшим действиям. Этот вариант техзадания, предусматривал создание автомобиля с каркасным кузовом. Впрочем, дело ограничилось примерным предварительным расчетом силовой структуры каркаса (согласно протокола техсовета), поскольку довольно быстро стало ясно, что для производства автомобилей такой конструкции требуются новые технологические решения: по сварке каркаса из легированных сталей и новая же технология сборки, кроме того, стоимость пластмасс, которые бы могли использоваться для создания кузовных панелей, была высока. Наконец, в случае перехода на модульную конструкцию с широким применением пластмасс, необходимо было проводить полную реорганизацию действующего производства, отказавшись от постепенного вытеснения старой технологии, что неминуемо влекло за собой огромные затраты.
2 июня 1986 года, был проведён техсовет комплекса шасси, по концепции узлов шасси «2123». Среди прочего, рассматривался вопрос о возможной унификации ВАЗ-2123 с переднеприводными автомобилями ВАЗ по поперечному силовому агрегату. Для поиска оптимальной конструкции, компоновщикам пришлось прорабатывать оба варианта – как продольное, так и поперечное размещение двигателя. Первые работы по проработке поперечного расположения двигателя были начаты в ООК в апреле 1986 года. По воспоминаниям Юрия Овчинникова, результаты графической проработки выявили несколько значительных недостатков поперечной схемы (исходя из имевшихся в распоряжении рабочей группы размеров двигателя, коробки передач, колёс и с учетом требований по обеспечению необходимого клиренса) — автомобиль получался слишком широким, с колеёй, увеличенной на 100 мм по сравнению с продольной схемой трансмиссии. Увеличивался также передний свес автомобиля. Результатом этого могло стать снижение свойств проходимости по сравнению с автомобилем продольной компоновки. Все попытки что-то улучшить компоновочными методами, привели к математическому обоснованию выводов, полученных в эскизной графической проработке. В октябре 1986 года, на очередном техсовете было определено, что более предпочтительной является продольная компоновка силового агрегата, для автомоб

www.drive2.ru

Модификации нашей «Нивы» — DRIVE2

ВАЗ-2121 «Нива» (экспортное название Lada Niva 4x4) — базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 75 л.с., 116 Н·м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Э2121 было создано в 1972—1975 гг. В конце 1976 года выпущена опытно-промышленная партия «Нивы». Серийно модель производилась с апреля 1977-го по 1993 г.

ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3)
ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) — экспортная модификация с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л, 69 л.с., 92 Н·м). Производилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёмом более 1500 см³ (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах.

ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4)
ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) — экспортная праворульная модификация. Производилась ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка. Известно о продаже небольшой партии «праворуких» «Нив» в Японию, куда советские автомобили ни ранее, ни позже не проникали.

ВАЗ-2122.600 «Река»


ВАЗ-2122.600 «Река» — армейский автомобиль-амфибия с использованием агрегатов ВАЗ-2121. В 1976—1985 гг. было разработано несколько опытных образцов амфибии с утилитарным герметизированным открытым 2-дверным кузовом. В 1987 г доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» прошёл госиспытания, но серийно амфибия не производилась из-за конверсии.

ВАЗ-21213 «Тайга»

ВАЗ-21213 (первоначальное название «Тайга» не прижилось) — рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 81,8 л.с., 125 Н·м) с карбюратором «Солекс» и бесконтактной системой зажигания (и то, и другое снижает расход топлива), алюминиевым радиатором, и многим другим. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.

ВАЗ-21214 (LADA 4x4)
ВАЗ-21214 (LADA 4x4) — модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 81,8 л.с., 127,5 Н·м) оснащенным центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 г под нормы Евро-2 (21214-20) и в 2008-м под Евро-3 (21214-30). C 2006 года в соответствиии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в LADA 4x4 3-дв.

ВАЗ-21215
ВАЗ-21215 — экспортная версия с дизельным двигателем Пежо XUD 9SD, выпускавшаяся в 1999—2007 гг. Модификация мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в штатную сборку входила улучшенная обвеска (бампера, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.).

ВАЗ-21216
ВАЗ-21216 — экспортный вариант модели 21213 с правым рулём и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213.

ВАЗ-21217
ВАЗ-21217 — экспортный вариант модели 21213, с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л).

ВАЗ-21219
ВАЗ-21219 — переходная комбинированная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121. Производилась в 1993—1994 гг.

ВАЗ-2121Б
ВАЗ-2121Б — бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Был создан в 1992 году специалистами дочерней ВАЗовской фирмы ОАО «Производство Специальных Автомобилей БРОНТО». Выпускался ограниченной серией в 1992—1993 гг. Послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».

ВАЗ-2121Ф
ВАЗ-2121Ф — экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургонет. Задняя часть салона превращена в грузовой отсек, путем замены боковых стёкол (на задней двери сохранено) металлическими панелями, удаления заднего сиденья и отделки. За передними сиденьями установлена трубчатая защита от смещения груза при торможении. Фургонная версия «Нивы» изготавливается малыми партиями на ОПП АвтоВАЗа для поставки исключительно на рынки стран дальнего зарубежья, местное законодательство которых предусматривает налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.

LADA 4x4M
LADA 4x4M — модернизированный вариант ВАЗ-21214, постепенное освоение которого предполагается с 2009 года. Изменены светотехнические приборы, салон, узлы трансмиссии. Часть комплектующих применена от Chevrolet Niva.

Удлинённые разновидности «Нивы»

ВАЗ-212180 «Фора»

ВАЗ-212180 «Фора» — удлиненная на 300 миллиметров версия модели 21213. Мелкосерийно производилась с 1996 до 2005 года фирмой «ПСА БРОНТО» (вин-код «X7G»). Отличается от базовой модели увеличенными по ширине дверями и дверными проёмами, приподнятой за счёт пластиковой надстройки задней частью крыши и более широким задним трехместным сиденьем типа 2108. В стандартное оснащение «Форы» включена автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке от броневика «Форс», а за доплату — гидроусилитель руля, кондиционер и пластиковый «кенгурятник» перед решеткой радиатора. Из-за применения колёс увеличенного диаметра (легкосплавные диски тольяттинской фирмы «Слик» с шинами «Nokian HRC») «запаска» вынесена из моторного отсека и закреплена над задним бампером.

ВАЗ-212182 «Форс»

ВАЗ-212182 «Форс» — бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218. Кроме системы бронирования дополнительно оснащён автоматической системой пожаротушения в моторном отсеке, взрывопожаробезопасным топливным баком; дополнительной аккумуляторной батареей, кондиционером, дистанционным приводом замка правой двери с места водителя. В качестве дополнительного оборудования предлагается бронированный пол, светосигнальные маячки и т. п. Так как «Форс» на 430 кг тяжелее «Форы», применены пружины подвески из прутка увеличенного диаметра и усиленные амортизаторы.

ВАЗ-212183 «Ландоле»


ВАЗ-212183 «Ландоле» — открытый пляжный внедорожник на базе «Форы» с кузовом типа «Ландо» или «Ландоле». Производится «СПА БРОНТО» по индивидуальным заказам с 1997 года. Отсутствие части крыши и стоек дверей компенсировано оригинальным силовым трубчатым каркасом, на которые в случае необходимости крепится легкий тент или монтируются кронштейны для перевозки крупногабаритного спортинвентаря. Задний борт откидывается на горизонтально расположенных петлях. Салон легкомоющийся (сиденья обтянуты кожзаменителем, пол покрыт мягким линолеумом). Экстерьер дополнен оригинальным пластиковым «обвесом» и двухцветной окраской.

ВАЗ-2129

ВАЗ-2129 (неофициальное название «Кедр») — удлинённая на 500 мм модель на базе стандартного ВАЗ-21213. «Кедр» был создан в начале 90-х как носитель агрегатов для перспективного минивэна ВАЗ-2120, но в 1992—1994 гг. выпускался малой серией на ОПП АвтоВАЗа. Кузов удлинялся за счет центральной вставки. Послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131.

ВАЗ-2129 «Утилитер»
ВАЗ 2129 «Утилитер» — коммерческая модификация «Кедра» . Отличается от базовой модели отсутствием заднего сидения и зарешечеными изнутри задними боковыми окнами. Изготовлялась поштучно под заказ на ОПП АвтоВАЗа и распространения не получила.

ВАЗ-2130
ВАЗ-2130 («Кедр») — модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели был изменён на 2129-01. ВАЗ-2130 производился малыми партиями в 1993—1994 гг. Послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131-01.

ВАЗ-2131 (LADA 4x4 5-дв.)

ВАЗ-2131 (LADA 4x4 5-дв.) — удлинённая на 500 мм пятидверная модель на основе агрегатов ВАЗ-21213. Выпускается в Опытно-Промышленном Производстве АвтоВАЗа (ОПП АвтоВАЗа) с 1993 года. ВАЗ-2131 создан на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары дверей. На февраль 2009 года произведено уже 100 тыс. ВАЗ-2131, что делает данную модель второй по популярности в семействе старой «Нивы». Удлинение кузова производится за счёт центральной 500-миллиметровой вставки в стандартный кузов модели 21213. Соответственно, изменяется колёсная база и длина автомобиля. На версии 2131 расстояние между передними и задними сиденьями увеличено на 125 мм, а на 2131-01 применено трёхместное заднее сиденье типа 2108. Топливный бак увеличен до 70 л. С освоением в ОПП производства двигателей ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л.с., 132 Н·м), производилась версия 21312 с таким мотором. Из-за характерной внешности и любви изготовителей к зелёному цвету, ВАЗ-2131 в народе получил прозвище — крокодил.

ВАЗ-2131 СП


ВАЗ-2131 СП (213105/213145) — модель изготавливаемая на ОПП ВАЗа санитарный автомобиль на базе ВАЗ-2131. Отличается увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей. Благодаря увеличенному объёму багажника позволяет перевозить больного на носилках и двух сопровождающих медиков с комплектом оборудования.

ВАЗ-213102
ВАЗ-213102 — модель изготавливаемая на ОПП ВАЗа «гражданская» 5-дверная версия санитарной модели ВАЗ-213105. Располагала таким же увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой пластиковой крышей, но оснащалась обычным 5-местным салоном. Увеличенный до 1900 л багажник позволял разместить в нём два дополнительных сиденья, что превращало автомобиль в 7-местный (и переводило его в класс среднеразмерных внедорожников). ВАЗ-213102 производился под заказ в 1999—2003 гг.

ВАЗ-2121 сахара-1
ВАЗ-2121 сахара-1 — Небольшой по размерам салон "Нивы" заставлял задумываться об удлинении машины. Таким путем в конце 80-х годов пытались идти на самом заводе и некоторые конструкторы-энтузиасты. Вот такими Энтузиастами в 1991 году было создано шесть экземпляров удлиненной "Нивы" с увеличенной высотой крыши. Часть машин из этой партии, зарегестрирована как самоделки, попала в часные руки, а часть была выкуплена "Лада-банком" в качестве служебных и оформлена под собственным названием "Сахара". В дальнейшем наработки по этой машине были использованы при создании удлиненных версий ВАЗ-2129 "Кедр" и ВАЗ-21218 "Бронто".

ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva
ВАЗ-2123

ВАЗ-2123 — российский компактный внедорожник второго поколения, опытно-промышленные партии которого были произведены на ВАЗе в 2001—2002 гг. Сохранил преемственность со старой «Нивой» по агрегатам и получил новый более просторный пятидверный кузов. На внедрение его в массовое производство у АвтоВАЗа не было средств, и в результате лицензия на ВАЗ-2123 и права на бренд «Нива» былы проданы концерну General Motors.

Chevrolet Niva (Шевроле Нива)

www.drive2.ru

ВАЗ-2121 «Нива»

ВАЗ-2121 «Нива»

Базовая модель с карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1,6 литра и мощностью 80 лошадиных сил. Оснащалась 4-ступенчатой коробкой передач. Серийно данная модель выпускалась с апреля 1977-го по конец 1993 года.

ВАЗ-2121Б

Созданный в 1992 году специалистами дочерней ВАЗовской фирмы ОАО «Производство Специальных Автомобилей Бронто»бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121.  Эта модификация послужила отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс» (ВАЗ-212180/82).

ВАЗ-2121Ф

Экспортный двухместный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургонет. Задняя часть салона превращена в грузовой отсек, путем замены боковых стёкол, за исключением задней двери, металлическими панелями. Заднее сиденье вместе с отделкой были удалены, а за передними сиденьями установлена трубчатая защита, которая защищала водителя и пассажира от  смещения груза при торможении. Данная модификация изготовлялась малыми партиями для стран дальнего зарубежья, где были предусмотрены льготы на подобные коммерческие автомобили. 

ВАЗ-2121 «Сахара»

Моно сказать самодельный автомобиль, получившийся в результате работы двух работников отдного из подразделений ВАЗа, из обрезков кузова ходовых макетов «Нивы» в 1991 году они собрали 6 экземпляров пикапов. Позднее было решено сделать закрытые автомобили с приподнятой в задней части крышей (и удобно, и места много, и от непогоды все закрыто). Основой для дизайна послужила модель французской Matra-Rancho.

Внешний вид автомобиля прорисовывал Виктор Трусов. Колесную базу стандартной «Нивы» решили удлинить на 300мм, что позволило выдвинуть заднее сиденье из зоны задних колес, обеспечив комфортабельное размещение сзади трех пассажиров. Для обеспечения большей вместимости сзади по бокам кузова были размещены два откидных дополнительных сидения (только на первой опытной машине). Крыша задней части была выполнена съемной. Взамен стандартных бамперов были установлены два оригинальных «кенгурятника». 

ВАЗ-21211 «Lada Niva 1.3»

Экспортная модификация для стран с высокими налогами на объем двигателя, свыше 1500 см3, и дорогим топливом, оснащалась карбюраторным двигателем 21211 объемом 1,3 литра при мощности 69 лошадиных сил. Данная модификация производилась с 1978 года преимущественно для Бенилюкса и Южной Европы.

ВАЗ-21212

Экспортная праворукая модификация для стран с левосторонним движением. Производилась ограниченными партиями для рынка Англии, Австралии, Новой Зеландии, Мозамбика и Ямайки.

ВАЗ-21213

Рестайлинговая модель «Нивы», которую первоначально планировали назвать «Тайга», но это название не прижилось. У данной модификации была переработана задняя часть кузова с пониженной погрузочной высотой, автомобиль имел иную форму задней двери и задних фонарей. Так же на данный внедорожник установили более мощный карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 объемом 1,7 литра и мощностью 82,8 лошадиных сил. Расход топлива был снижен за счет двухкамерного карбюратора «Солекс» и бесконтактной системы зажигания на микроконтроллере, однако из-за этого же повысился расход масла.

ВАЗ-21214

Модификация предыдущей модели ВАЗ-21213 оснащенная инжекторным двигателем ВАЗ-21214 объемом 1,7 литра, мощность составляла 82,8 лошадиных сил. Двигатель неоднократно подвергался изменениям для соответствия экологическим стандартам, так начиная с 2002 года, на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10, который соответствовал экологическому стандарту Евро-0, в 2006 году 21214-20 Евро-2, в 2008-м под Евро-3 (21214-30), в 2011-м экспортный вариант под нормы Евро-5, а для внутреннего рынка с нормами Евро-4. C 2006 года в соответствии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в LADA 4x4 3-дв.

ВАЗ-21215

Еще одна экспортная модификация, которая мелкосерийно производилась с 1999 по 2007 год, оснащалась дизельным двигателем фирмы Peugeot XUD 9SD, объемом 1,9 литра. На данную модель устанавливали улучшенный обвес - бампера, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.

ВАЗ-21216

Экспортная модификация модели ВАЗ-21213 с правым рулём  для стран с левосторонним движением. На автомобиль устанавливали карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 объемом 1,7 литр;

ВАЗ-21217

Еще одна экспортная модификация модели ВАЗ-21213, но с карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1,6 литра.

ВАЗ-212180 «Фора»

Пятиместная модификация, которую мелкосерийно выпускала фирма "ПСА Бронто" с 1996 по 2011 год. Отличалась удлинённым на 300 миллиметров  кузовом, увеличенными по ширине дверями и дверными проёмами, приподнятой за счёт пластиковой надстройки задней частью крыши и более широким задним трехместным сиденьем. В стандартное оснащение «Форы» включена автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке от броневика «Форс», а за доплату — гидроусилитель руля, кондиционер и пластиковый «кенгурятник» перед решеткой радиатора. Из-за применения колёс увеличенного диаметра запасное колесо вынесено из моторного отсека и закреплено над задним бампером.

ВАЗ-212182 «Форс»

Бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218. Автомобиль помимо брони имел автоматическую систему пожаротушения в моторном отсеке, взрывопожаробезопасный топливный бак, дополнительную аккумуляторную батарею, кондиционер, дистанционный приводом замка правой двери с места водителя. Бронированный пол, светосигнальные маячки и т. п. предлагались как дополнительное оборудование. Автомобиль из-за брони стал тяжелее на целых 430 килограмм, и ему нужна была усиленная подвеска, так и поступили - увеличили диаметр пружин подвески и установили усиленные амортизаторы.

 ВАЗ-212183

Модификация автомобиля в виде пляжного внедорожника с оригинальным обвесом и кузовом типа «Ландоле» - открывающаяся крыша в районе задних сидений. За основу модификации был взят автомобиль ВАЗ-21218. Кузов автомобиля. из-за отсутствия крыши и дверей, был усилен оригинальной обвязкой из труб, на которые в случае необходимости можно натянуть тент или приспособить кронштейны для перевозки разной пляжной утвари (водные лыжи, лодка и т.п.). Для доступа к багажнику был предусмотрен задний откидывающийся борт, который закреплялся в горизонтальном положении на петлях, на этом же откидном борту расположена запаска. Сиденья обтянуты кожзамом, а на полу располагался мягкий линолеум.

ВАЗ-21219

Переходная комбинированная модификация, которая производилась с 1993 по 1994 год, с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 на которую был установлен двигатель и трансмиссия от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121. 

ВАЗ-2122 «Река»

Разработанный еще в середине 70-х годов специалистами ВАЗа автомобиль-амфибия, в котором применялись агрегаты ВАЗ-2121. Несколько опытных образцов с открытым герметизированным двухдверным кузовом было разработано в 1976-1985 годах. Для откачки воды были предусмотрены помпы, крыша была открытой, но можно было натянуть тент. В 1987 г доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» прошёл госиспытания, но из-за конверсии серийно амфибия не производилась. 

ВАЗ-2129

Удлинённая на 500 миллиметров трехдверная модель с неофициальным названием «Кедр» изготавливаемая малой серией на опытно-промышленном производстве ВАЗа с 1992 по 1994 год на базе стандартного внедорожника ВАЗ-21213. Данный автомобиль был создан в начале 90-х годов как носитель агрегатов для перспективного полноприводного минивэна ВАЗ-2120. «Кедр» послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131.

ВАЗ 2129 «Утилитер»

Коммерческая модификация ВАЗ-2129, которая изготавливалась поштучно на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа, отличается от базовой модели отсутствием заднего сидения и зарешеченными изнутри задними боковыми окнами. Распространения данная модификация не получила.

ВАЗ-2130

Рестайлинговая модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона и пятиместным кузовом. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели был изменён на 2129-01. Данная модель производилась малыми партиями с 1993 по 1994 год и послужила основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131-01.

ВАЗ-2131

Удлинённая на 500 миллиметров за счет вставки в стандартный кузов ВАЗ-21213 пятидверная модель. Выпускается в ОПП АвтоВАЗа с 1993 года. Автомобиль создан на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары дверей. Колёсная база и длина автомобиля соответственно была изменена, увеличено расстояние между передними и задними сиденьями на 125 миллиметров. Так же изменился топливный бак, теперь его объем стал 65 литров. В народе данный автомобиль получил прозвище крокодил.

ВАЗ-2328 «Волк»

Выпущенный фирмой «ЛАДА-Тул» внедорожник с короткой двухместной кабиной и кузовом типа пикап на базе модели ВАЗ-2131, который должен был встать на производство параллельно с пикапом ВАЗ-2329, но по причине низкого спроса была выпущена только установочная партия.

ВАЗ-2329 «Медведь»

Модель автомобиля, которую мелкосерийно выпускали на ОПП АвтоВАЗа с удлинённой 5-местной кабиной и с несущим кузовом типа пикап, созданный на базе модели ВАЗ-21213. Задний свес был увеличен на 300 миллиметров, а грузоподъемность составляет 650 кг. Автомобиль получил оригинальное заднее сиденье, которое в сложенном состоянии образующее ровную грузовую площадку.

Лада 4х4 Урбан (Lada 4x4 Urban)

Выпускаемая с октября 2014 года компанией «ВИС-Авто» версия трехдверного внедорожника, которая отличается от исходной модели бамперами, решеткой радиатора, рулем, наличием кондиционера, зеркал с электроприводом и наличием электростеклоподъемников. 

ВИС-2346

Семейство пикапов с полурамным шасси на базе агрегатов «Нивы», которые производятся с 1996 году тольяттинской фирмой «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», которая мелкосерийно выпускает две версии пикапа: с короткой двухместной кабиной (ВИС-2346) и с удлиненной 5-местной кабиной (ВИС-23461). Ранее производился также пикап ВИС-23464 с полуторной четырёхместной кабиной и пикап ВИС-2348 с панелями кабины от LADA Samara 2. На автомобиле установлена усиленная рессорная задняя подвеска.

ВАЗ-1922 «Марш»

Снегоболотоходы на шинах сверхнизкого давления с постоянным полным приводом получившие заводской индекс ВАЗ-1922 и имя «Марш» предназначаются для эксплуатации на бездорожье и в сложных климатических условиях. В 1995 году снегоболотоход «Марш» построенный на базе автомобиля ВАЗ-2121 впервые был продемонстрирован публике на Московском автомобильном салоне. Серийным выпуском с 1996 года занимается Тольяттинское предприятие ОАО «ПСА «БРОНТО».

ФВК-2302 «Бизон»

Двухместный бортовой грузовичок на основе длиннообразной «Нивы», с кузовом типа пикап. Автомобиль имеет рамное шасси, на базе агрегатов «Нивы», короткую двухместную кабину и деревянную платформу. Задняя подвеска была рессорной, задний мост от УАЗа, а двигатель ВАЗ-21213. Мелкосерийно производился тольяттинской фирмой «Восточное кольцо» с 1993 по 1995 год. Особым спросом пикап не пользовался.

russoauto.ru

Факты о "Ниве", которых вы не знали

Преданные поклонники "Нивы" могут обидеться на термин "кроссовер". Поясним, что имеется в виду. Дело в том, что конструкция ВАЗ-2121 для своего времени была действительно уникальной. Например, здесь присутствовала система полного привода с блокировкой межосевого дифференциала, пружинные передняя и задняя подвеска, внушительный дорожный просвет и… несущий кузов. Такое сочетание на "Ниве" было применено впервые. При этом автомобиль имел очень много общего с обычными легковушками, а именно - с ВАЗ-2106. И речь не только об отдельных элементах в отделке салона, но и, например, о 1,6-литровом 80-сильном двигателе, созданном на основе мотора от "Шестерки". Не говоря уже об абсолютно легковой внешности "Нивы". Так что фактически модель стала первым, или по крайней мере – одним из первых кроссоверов, опередив свое время на добрых 20 лет.

На всякий случай также добавим, что подобное звание ничуть не лишает "Ниву" её внедорожных свойств. Более того, по меркам современных кроссоверов "Нива" - это самый настоящий внедорожник, с проходимостью, которой позавидуют многие более современные модели.

"Нива" успешно продается за границей

Наш человек воспринимает вазовский внедорожник в первую очередь как настоящий советский автомобиль – со слегка угловатой внешностью, зато неприхотливый, живучий и с потрясающей проходимостью. Однако многие будут удивлены, узнав, что на зарубежных рынках оригинальная "Нива" была чуть ли не успешнее, чем в собственной стране. Дело в том, что внедорожник активно поставлялся на экспорт!

За несколько десятилетий из 1,8 млн произведенных "Нив" за границу было поставлено свыше 500 тыс. автомобилей. "Нивы" отправлялись не только в страны Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, но и в Западную Европу, включая Германию, Францию, Швейцарию, Италию и Великобританию, для которой впоследствии была разработана версия с правым рулем. Мелкими партиями "Нива" поставлялась даже в Японию и Канаду, где до сих пор существуют клубы любителей этого автомобиля. А вот в самом СССР "Нива" популярностью долгое время не пользовалась из-за высокой цены и стоимости содержания.

autorambler.ru

История Нивы

Советская «Нива» — это машина, которую многие эксперты и автолюбители считают лучшим творением Волжского автозавода. И действительно, этот автомобиль стал революционным и создал новую, особую нишу на мировом авторынке. До появления «Нивы» ВАЗ 2121 в Советском Союзе не было легкового автомобиля личного пользования, который был бы одновременно и надежным, и довольно модным, и позволял бы решать хозяйственные цели.

История проекта «Нива» началась в 1970-м году, когда председатель совета министров А. Косыгин поручил АвтоВазу, Ижмашу и АЗЛК разработать машину «для села». ВАЗ предложил наилучшее решение и обошел конкурентов. Поначалу конструкторы хотели переработать «Жигули» в полноприводный автомобиль с увеличенным клиренсом, но затем создали «с нуля» комфортный и удобный внедорожник малого класса.

Если за границей джипы имели рамную конструкцию, отключаемый передний привод и зависимую подвеску, то в СССР все сделали наоборот: несущий кузов, постоянный полный привод и независимую подвеску. Кроме того, интерьер машины был красивым и комфортабельным – в отличие от зарубежных джипов.

Первые прототипы возникли в 1972 году, и сразу же прошли испытания в Средней Азии и на Урале. Причем, ВАЗы сравнивали с Range Rover, Land Rover и УАЗом 469 модели. После проведения легковых и внедорожных тестов стало ясно, что короткие отрезки тяжелой проходимости «Нива» преодолевает значительно лучше конкурентов, но на затяжных участках немного проигрывает. Во время испытаний автомобиль носил логотип несуществующей марки Formika, многие считали, что испытывается новый полноприводный «Фиат». Многие и сейчас верят в эту «сенсацию».

Удачная конструкция автомобиля позволила не откладывать серийное производство в долгий ящик. В 1976-м году начался выпуск: сначала 25 тысяч единиц в год, затем 50 и 70 тысяч. Вот так советские разработчики стали первыми в мире производителями автомобиля с неотключаемым полным приводом. До 80% произведенных автомобилей направляли на экспорт, где они активно раскупались.

Причем на экспорт шли машины со специальной резиной, широкими дисками, панорамными зеркалами, задними дворниками, люками, лебедками, подножками, защитой фар, кенгурятниками и противотуманками. В Европе и за рубежом в целом «Нива» стала просто легендой! Ее продавали в 100 странах мира, собирали в Канаде, Греции, Панаме, Эквадоре, Бразилии и Чили. На протяжении нескольких лет «Нива» занимала практически 100% авторынка внедорожников Австрии, активно ее раскупали и во Франции, и в Британии.

«Нива» ставила рекорды по подъему на Эверест, в Гималаях, брала японскую Фудзияму, ездила по арктическим льдам и в Антарктиде. Выигрывала в марафонах «Париж-Дакар», «Ралли Туниса», «Ралли Алжира» и в австралийском «Вин-Сафари».

С середины 1990-х машина стала устаревать. В 1994-м вышла модернизированная версия 21213 с новым 1,7 л двигателем, удобной багажной дверью и комфортным салоном. Ей на смену пришла «Шевроле-Нива». Сегодня бренд «Нива» принадлежит General Motors. Версия ВАЗ 21215 с двигателем от Peugeot идет на экспорт. В 2009-м появилась рейстайлинговая Chevrolet Niva, дизайн которой создали итальянцы. В ее конструкцию инженеры General Motors внесли множество небольших изменений.

«Нива» создала новый, крайне важный класс автомашин, который создал особую репутацию отечественного автопрома за рубежом.

© rusavtoplus.ru, 2013-2020 | Все права защищены

Метки: Нива

rusavtoplus.ru


Смотрите также

КОНТАКТЫ

Екатеринбург

ул. Онуфриева 55

тел: +7 (912) 299 47 31

        +7 (912) 280 78 38

e-mail: [email protected]

 

Время работы:

12.00-20.00

Выходные:

понедельник

воскресенье

Рекомендуем позвонить

перед приездом!!!